Губернаторы в коронагод: кто справился с вызовами 2020-го?
В уходящем 2020 году главы российских регионов столкнулись с серией серьезных вызовов: борьба с пандемией, спасение экономики, снижение градуса напряжения в обществе, выполнение планов по нацпроектам. Еще одним испытанием для части руководителей стало участие в выборах. Как справились с этими задачами губернаторы? Итоги подводят собеседники РК и авторы Telegram-каналов.
Москва и север: секрет стабильности
Серьезным испытанием для экономики страны стал весенний локдаун, однако Россия выдержала этот удар. При этом особую устойчивость продемонстрировала экономика Москвы, где, к слову, весной действовали наиболее жесткие карантинные меры. Об этом пишет в Telegram-канале «Политджойстик» политолог Марат Баширов.
«Москва заканчивает год уверенно, например, оборот непродовольственной торговли, по словам вице-мэра Москвы Владимира Ефимова, на прошлой неделе составил +36% к прошлому году. А поступления от НДФЛ, то есть, по сути, доходы москвичей, выросли к прошлому году на 6%. Несомненно, это результат совместной работы с федеральными властями. Но баланс между безопасностью и открытостью экономики Москвы должна была найти команда Собянина. На мой взгляд, она нашла оптимальную меру», – высказался Баширов.
По оценкам политолога Дмитрия Солонникова, из регионов Северо-Западного федерального округа в наиболее стабильном состоянии завершают год Мурманская и Архангельская области.
«Несмотря на коронавирус, финансирование определенных арктических проектов там не изменилось, а само распространение вируса было менее интенсивным в силу географических и климатических особенностей. Тем не менее это тоже, скорее, заслуга федеральных властей», – сказал Солонников.
Кроме того, по словам Солонникова, от пандемии меньше пострадали небольшие города с одним крупным градообразующим предприятием, работающим на госзаказ. В пример эксперт привел Череповец с Череповецким металлургическим комбинатом (Вологодская область).
«В целом с точки зрения борьбы с коронавирусом пришлось труднее главам крупных субъектов с высокой численностью населения и сложной инфраструктурной логистикой. При этом важно понимать, что возможности у всех субъектов разные: например, ни один регион России не обладает таким бюджетом, как Москва, которая за счет своих резервов смогла организовать помощь субъектам МСП и населению», – резюмировал Солонников.
Кто выдержал «экзамен» в ПФО?
Из субъектов Приволжского федерального округа, успешно справившихся со стресс-тестом 2020 года, собеседники РК выделяют Самарскую область. Правительству региона удается контролировать ситуацию с заболеваемостью коронавирусом и не вводить новых жестких ограничений. При этом, как подчеркивает учредитель РАПК Олег Молчанов, учитываются социальные запросы граждан: губернатор и его подчиненные, используя Интернет и соцсети, оперативно реагируют на все обращения, стараясь не допускать конфликтов.
Самым важным событием для региона, по мнению депутата Госдумы Владимира Гутенева, стала победа самарского научно-образовательного центра (НОЦ) «Инженерия будущего» в жестком конкурсном отборе на право получения государственной поддержки. НОЦ «Инженерия будущего» был создан в мае 2019 года по поручению губернатора Дмитрия Азарова. Центр сосредоточен на развитии пяти направлений: двигательные и топливные системы нового поколения, искусственный интеллект, умные транспортные системы, аэрокосмические технологии, сектор новых инженерных компетенций, включая хай-тек-медицину и цифровое сельское хозяйство. Индустриальные партнеры проекта – «Ростех», «Роскосмос», РЖД и десятки других компаний – готовы вложить большие деньги в формирование научной и образовательной структуры в регионе, отметил Гутенев.
Работу властей Оренбургской области в год пандемии эксперты оценивают на четверку. Руководитель социологического центра «Общественное мнение» Галина Шешукова рассказала, что с началом второй волны коронавируса у жителей региона возникали трудности с покупкой лекарств, вызовом скорой медицинской помощи, с госпитализацией. Однако сейчас ситуация стабилизировалась: региональному Минздраву удается решать перечисленные проблемы. Еще одним «экзаменом» для региональных властей стала реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Регион получил значительные средства из федерального бюджета, однако, отметила Шешукова, несколько дорог в центре Оренбурга не было отремонтировано до конца, в частности, не были доделаны тротуары, разметка и так далее.
«Все это создавало проблемы и для пешеходов, и для автомобилистов. Денис Паслер заявил, что все ошибки будут учтены в будущем году, потому как в 2021-м будет выделено почти столько же средств. За задержки в ремонте дорог губернатор взял ответственность на себя. Правительство поверило выигравшему конкурс застройщику из Башкирии, но он подвел, поэтому пришлось сверх сметы заключать дополнительные договоры», – сказала Шешукова.
Отличники и аутсайдеры в УрФО
В Уральском федеральном округе, по мнению экспертов, эффективно работали в коронавирусный год главы Челябинской и Тюменской областей, а также ХМАО.
Так, политолог Александр Мельников в своем Telegram-канале отмечает, что действия челябинского губернатора в период пандемии получили положительные оценки на федеральном уровне. Речь идет о подготовке и организации работы системы здравоохранения по борьбе с коронавирусом в регионе, а также о продуманных антикризисных решениях (адресная социальная поддержка семей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации; значительное облегчение налогового бремени для предприятий из особо пострадавших сфер деятельности и так далее).
«Отдельно стоит отметить успешную реализацию важнейшего и амбициозного для здравоохранения Челябинской области проекта – строительства новой современной инфекционной больницы», – написал Мельников. Напомним, что данный объект был построен в рекордные сроки – всего за 74 дня.
Тюменская область, по словам политолога Андрея Шуклина, несмотря на пандемию, сохранила статус одного из флагманов развития российской экономики. В регионе создана база для поступательного развития, реализованы крупные инвестпроекты. Так, в конце 2019 года начал работу завод «Сибура» «Запсибнефтехим» в Тобольске. Предприятие входит в пятерку самых масштабных производств базовых полимеров в мире. В начале декабря комплекс посетил президент России Владимир Путин.
Повестку развития реализуют и власти ХМАО. Руководство региона не отказалось от масштабных проектов – Йентра геномных исследований в Сургуте, моста через Обь. При этом регион неплохо справляется с вызовами пандемии, утверждает директор фонда «Региональная политика» Евгений Забродин.
А вот в Курганской области выправить ситуацию властям пока не удается. В октябре доведенные до отчаяния медики, работающие в курганских больницах, написали обращение к президенту РФ Владимиру Путину. Они заявили о коллапсе в здравоохранении региона, обвинили местные власти в некомпетентности и попросили главу государства прислать в Курганскую область военных медиков. Федеральный центр оперативно направил в регион необходимых специалистов.
При этом управление областью было «шатким и нестабильным», считает специальный корреспондент экспертного портала «УралПолит» по Курганской области Павел Овсянников.
«Когда в департаментах идет постоянная смена кадров, то понятно, что чиновники не понимают, что им делать», – заметил Овсянников.
ДФО и Сибирь: конфликты, протесты, стихия
По мнению политического консультанта Петра Ханаса, из дальневосточных губернаторов только троим удалось в непростой год сдержать рост социальной напряженности и выправить социально-экономическую ситуацию в своих регионах. Это Олег Кожемяко (Приморский край), Валерий Лимаренко (Сахалинская область) и Айсен Николаев (Якутия).
На Сахалине и в Якутии власти сумели сгладить проблему падения доходной части бюджетов, рассказывает Ханас, а в Приморье – справиться с разрушительными последствиями циклона с ледяным дождем, когда из-за удара стихии многие жители края оказались без света, воды и отопления.
«Пришлось вводить ЧС. Премьер Михаил Мишустин лично контролировал ликвидацию последствий. И только благодаря большому опыту и энергии Кожемяко эту ситуацию сумели разрядить», – отметил Ханас.
Кроме того, 2020 год запомнился активными протестными действиями на Дальнем Востоке, прежде всего в Хабаровском крае, напоминает Ханас. В регионе проходили многотысячные акции в поддержку бывшего губернатора Сергея Фургала, арестованного по обвинению в организации убийств. Осенью и зимой число участников протестных митингов заметно снизилось.
В Сибири главный политический итог 2020 года – отсутствие губернаторских отставок. К такому выводу приходят авторы Telegram-канала «Сибиряк». При этом подчеркивается, что в регионах СФО в этом году хватало скандалов, внутриэлитных конфликтов, внутренних кризисных ситуаций.
«Даже коронавирусная пандемия с ее многочисленными смертями, переполненностью больничных покоев и перебоями с лекарственным обеспечением не стала причиной для «утраты доверия» кем-либо из всей когорты. Так что вся наша дюжина, включая явного претендента, губернатора Красноярского края Александра Усса, и записного аутсайдера, главу Хакасии Валентина Коновалова, встречает 2021 год в своих текущих политических ипостасях», – констатируют авторы.
«Горячий» год для Кавказа
Среди регионов Северного Кавказа наиболее «горячим» выдался год для главы Северной Осетии Вячеслава Битарова, отмечает Telegram-канал «Кавказский дозорный». Авторы напоминают о волнениях ковид-диссидентов во Владикавказе в апреле: участники несанкционированного митинга потребовали отменить режим самоизоляции и отправить в отставку главу республики.
«Федеральный центр старался не вмешиваться во все внутриполитические процессы и дал Битарову возможность самостоятельно гасить возникшие очаги «неспокойности». И надо сказать, Битаров справился, при этом не прибегая к жестким силовым методам, распространенным на Кавказе», – анализируют авторы.
Удачным, по их мнению, оказался уходящий год для главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова, поскольку тот смог вывести республику на первые строчки рейтинга инвестиционной привлекательности в СКФО. Руководитель региона убедил инвесторов и федеральный центр в необходимости развития крупных инфраструктурных проектов и курортных зон.
Губернаторы регионов юга России, для которых туризм является одной из основ экономики, в 2020 году пытались его сохранить, вопреки пандемии.
Так, Краснодарский край в 2020 году посетили 11,5 млн туристов, примерно на 6 млн меньше, чем в 2019-м. Однако регион ожидает наплыва гостей в новогодние праздники. Отели и гостиницы Сочи сейчас заполнены на 68%, средняя загрузка горного кластера во время новогодних праздников планируется на уровне 86%, прибрежного – около 75%, сообщила администрация Краснодарского края.
Главным политическим итогом уходящего года для руководителей трех южных регионов – Краснодарского края, Ростовской области и Севастополя – стала победа на губернаторских выборах, считает генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.
Несмотря на большое количество скандалов и политических конфликтов, глава Кубани Вениамин Кондратьев переизбрался на второй срок, получив 82,97% голосов при нереально высокой для условий пандемии явке – 68,63%.
Результаты его ростовского коллеги Василия Голубева, который шел на третий губернаторский срок, скромнее: 65,53% голосов избирателей при явке 42,99%. «Объективных причин для этого было много, начиная от традиционной усталости избирателей от «старой власти» и заканчивая проблемами из-за пандемии коронавируса (в которых традиционно винят власть)», – заметил Смирнов.
В Севастополе Михаил Развожаев избрался на пост губернатора после того, как почти год проработал в качестве врио главы и успел зарекомендовать себя реальными делами. Поэтому его результат – 85,72% при явке 48,28% – ни у кого особого удивления не вызвал, добавил политолог.
Политические итоги года южных губернаторов, избравшихся годом ранее, по мнению Смирнова, выглядят следующим образом: «Если губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров продолжает уверенно набирать политические очки, то глава Калмыкии Бату Хасиков с такой же скоростью их теряет, причем как в глазах избирателей и местных элит, так и в глазах федерального центра».