Региональные кланы и «варяги»: как и почему начинается большая битва за Татарстан


Один из самых спокойных и стабильных регионов – Татарстан – готовится в 2023 году войти в фазу политической турбулентности. В следующем году могут существенно ослабнуть позиции влиятельного главы Татарстана Рустама Минниханова. Катализаторы для транзита власти в регионе будут созданы уже в обозримом будущем.

Среди главных угроз Минниханову – хрупкость компромисса кланов, рост социальной напряженности, проблемы в экономике, новый подъем татарского национализма. Все это может привести к переходу центра к более жесткой политике в отношении Казани.

Минниханов укрепил властную вертикаль, выстроил отношения с влиятельными кланами. Их немного: «миннихановские», «шаймиевские», «метшинские», «мухаметшинские». Татарстаном уже много лет управляют эти влиятельные группы. Последние три контролируют экс-президент Минтимер Шаймиев, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин и мэр Казани Ильсур Метшин. Конечно, «политическая дружба» в клановом национальном регионе не может быть искренней. Взаимное недовольство игроков есть, просто до поры до времени оно не становится публичным.

Проблемой для главы могут стать социально-экономические и общественные процессы. Именно они способны вызвать недовольство федеральных властей. Главная проблема – национальный вопрос, который продолжает усугубляться.

В республике резко усилились националистические и сепаратистские настроения, дела об экстремизме возбуждаются, по оценкам региональных политологов, значительно чаще, чем прежде.

Значительно вырос протестный потенциал региона. Весь 2021 год Казань сотрясали митинги – и радикальной оппозиции, и против ковидных ограничений. Реакция выходила на федеральный уровень.

От намеков на суверенитет республики, оставшихся от 1990-х, решено было избавиться. В 2020 году Минниханов потерял статус президента. Это событие было воспринято в регионе крайне болезненно, депутаты Госсовета даже решились на серьезный публичный демарш, консолидированно выступив против федерального закона, но переубедить федеральный центр не смогли.

«Казус президента» вроде бы не повлиял на публичные отношения Минниханова и Кремля, но недовольство элит Татарстана по этому поводу было значительным в 2020-м и сохраняется в остаточном виде сегодня.

Пока властям удается купировать «национальный вопрос» преимущественно силовыми методами, однако в последующие годы проблема может усилиться, наложившись на ухудшающуюся экономическую ситуацию.

Уже в следующем году назвать регион экономически благополучным можно будет с трудом. Бюджет Татарстана на 2023 год принят с дефицитом 27,1 млрд рублей. Ранее бюджеты республики исполнялись с профицитом, Минниханов с гордостью называл регион «донором». В декабре 2016 года Минниханов жестко критиковал Москву «за выкачивание денег из успешных регионов».

Теперь ситуация радикально изменилась: после пандемии и нестабильной ситуации на нефтяном рынке в 2021 году задолженность региона высока, резко увеличился госдолг. Сами власти финансовую ситуацию уже признали «напряженной». В следующем году она, вероятно, будет только ухудшаться – предпосылок для повышения доходов пока нет.

Еще одной – пока неочевидной – угрозой для Минниханова может стать интерес внешних по отношению к региону игроков. Новым главой вполне может стать «варяг» с местными корнями. Одним из возможных бенефициаров называют вице-премьера, выходца из республики Марата Хуснуллина. Пока он самый значительный лоббист региона на федеральном уровне и вполне лоялен местным властям. Благодаря ему в Татарстане уже удалось реализовать ряд инфраструктурных проектов и начать один из самых масштабных – возведение моста через Волгу в рамках трассы М-12.

Если Хуснуллин или аналогичный крупный федеральный игрок не проявят интереса к посту, то транзит власти в регионе с высокой вероятностью произойдет по тому же сценарию, что и в ситуации с Шаймиевым. Минниханов, скорее всего, будет стремиться передать кресло Метшину.

При этом эксперты допускают, что интерес к посту могут проявить и влиятельные бизнес-группы, в частности структуры Сергея Чемезова. Поэтому конфигурация влияния уже к весне может существенно измениться.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: