Экологию связали с метро: на что Усс попросил у правительства 191 млрд рублей


Красноярский губернатор Александр Усс попросил у правительства 191 млрд рублей на решение экологических проблем региона. Из обращения Усса следует, что эти деньги пойдут на комплексное восстановление окружающей среды после аварии в Норильске. При этом большую часть суммы – 114,5 млрд рублей – планируется потратить на строительство метро в Красноярске. Эксперты и авторы Telegram-каналов по-разному оценивают предложения губернатора. Одни недоумевают по поводу того, как подземка в столице региона поможет экологии Норильска. Другие считают логичным стремление губернатора добиться федерального финансирования для развития всего субъекта Федерации. Подробности – в обзоре РК.

«Комплексное восстановление»

Губернатор Красноярского края Александр Усс направил вице-премьеру Виктории Абрамченко обращение с просьбой выделить региону 191 млрд рублей, сообщает РБК. В документе говорится, что авария с разливом топлива на предприятии «Норникеля» «нанесла колоссальный вред окружающей среде», а экология региона нуждается в «комплексном восстановлении». По мнению Усса, речь должна идти не только об улучшении экологической ситуации в Норильске и на близлежащих территориях, но и о мероприятиях, улучшающих ситуацию с выбросами загрязняющих веществ в целом в крае.

К письму губернатора прилагается перечень из 50 мероприятий по восстановлению состояния окружающей среды в крае. 191 млрд рублей Усс предлагает выделить в рамках государственных программ «Охрана окружающей среды» и «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Большинство проектов (35) касается Норильска и Долгано-Ненецкого муниципального района, которые непосредственно пострадали от прошлогоднего ЧП. В Красноярске предлагается реализовать 13 проектов, но они оцениваются в две трети от общей суммы, которую губернатор просит у правительства.

Так, 114,5 млрд рублей планируется направить на строительство метро в Красноярске, 20 млрд рублей – на компенсацию выпадающих доходов Красноярского края по налогу на прибыль в результате снижения налоговой базы после выплаты «Норникелем» штрафа за аварию в размере 146,2 млрд рублей (почти вся сумма ушла в федеральный бюджет).

На инфраструктуру для перевода автомобилей на газ в Норильске губернатор предусмотрел 12,5 млрд рублей. 5,5 млрд рублей власти Красноярского края рассчитывают потратить на  создание экологически эффективной инфраструктуры по обращению с мусором в Норильске и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, включая приобретение плазменных деструкторов для сжигания отходов. 4,2 млрд рублей пойдут на ликвидацию накопленного ущерба окружающей среде на 104 объектах в Норильске площадью 15,3 тыс. га с отходами 2,9 млн т, а также на 52 объектах на Таймыре площадью 447,9 га.

Стоит отметить, что в марте вице-премьер Виктория Абрамченко заявляла, что выплаченная «Норникелем» рекордная компенсация за аварию в Норильске будет направлена на экологические проекты в Сибирском макрорегионе.

«В первую очередь это Норильск. Вторая очередь – это Красноярский край. Поскольку это достаточно крупная сумма, конечно, невозможно ни в Норильске, ни в Красноярске такие средства направить на экологические проекты. Это будет макрорегион, в целом Сибирский регион», – цитировал ТАСС Абрамченко.

Компания «Норникель» сообщала, что большая часть штрафа – 145,493 млрд рублей – была выплачена в федеральный бюджет. Оставшиеся 684,9 млн рублей получил Норильск на возмещение вреда почвам.

Логично или рискованно?

Многие Telegram-каналы не увидели связи между необходимостью восстанавливать окружающую среду после разлива топлива в Норильске и строительством метро в Красноярске. Так, аргументы Усса показались странными каналу «Бойлерная».

«По логике Усса основные деньги от многомиллиардного штрафа должны попасть в его ведение – и уж он-то сумеет грамотно ими распорядиться. Главное назначение – восстановление экологии региона в виде строительства метро. Всем же давно известно: хочешь поправить экологию – строй метро», – иронизируют авторы.

По их словам, строительство подземки стало «фетишем» для красноярского губернатора, который из года в год пытается продвигать этот проект.

«И неважно, что еще в 2019 году Минтранс выступил категорически против строительства нового метро в регионах как устаревшего и убыточного транспорта. Неважно, что основное загрязнение Красноярска – от промышленных объектов и отопления углем, а не от транспорта. Важно, что строительство метро – это всегда огромные деньги и близкие подрядчики», – добавляют блогеры.

Канал «Здравый смысл» также задаётся вопросом, как пострадали от разлива дизтоплива под Норильском жители Красноярска, мечтающие о метро.

Скептически оценил предложения губернатора Усса канал «Навстречу трансферу».

«Понимаете, да? Роем в Красноярске, а природа цветет и хорошеет в Норильске. Три пишем, два в уме, суслика не разглядеть, но он есть», – язвительно замечают авторы.

По их словам, глава Красноярского края серьезно рискует, обращаясь в федеральный центр с подобными просьбами.

По­ли­то­лог, ав­тор Telegram-ка­на­ла «По­лит­д­жойстик» Марат Баширов обращает внимание, что в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин предложил «окрасить» экологические деньги. В их число входят и штрафы.

«То есть нельзя получить в бюджет экологический штраф и отправить его на строительство метро или на бордюры. Не вовремя губернатор Усс попросил, подождал бы пару дней до послания и не оказался бы в таком положении», – отмечает автор.

Канал «Кроха.сан» между тем считает, что Александр Усс, попросивший у правительства 191 млрд рублей на решение экологических проблем, показал себя рачительным хозяином Красноярского края, который стремится приумножать богатства региона.

По мнению авторов, вполне логично, что Усс потребовал потратить выплаченный «Норникелем» штраф на развитие Красноярского края.

Нужна помощь

Политический аналитик Александр Чернявский поддерживает действия красноярского губернатора, направленные на получение федерального финансирования для решения экологических проблем в крае.

«Из-за того что очень оперативно было переделано законодательство РФ, практически 99% всех платежей ушли в федеральную казну вместо того, чтобы уйти в муниципалитет Норильска. Край в результате этого пострадал минимум трижды: во-первых, произошла сама катастрофа, во-вторых, деньги ушли в федеральную казну, в-третьих, «Норникель» заплатил штрафы, соответственно, налог на прибыль снизился и край недосчитался около 20 млрд рублей выпадающих доходов. Поэтому обращение губернатора обоснованно во всех смыслах», – утверждает Чернявский.

Он подчеркивает, что проблема с экологией в Красноярском крае вовсе не надуманная, поэтому руководству региона приходится заниматься этими вопросами.

«Только на собственные средства рассчитывать было бы смешно, без помощи федерального центра ничего не получится», — говорит Чернявский.

Блогер, пиар-консультант Василий Дамов иначе оценивает обращение красноярского губернатора в правительство.

«История про 191 млрд – это классическая история из анекдота про то, что «раз у соседа сарай сгорел, так мне тоже надо у колхоза новую корову попросить», — высказывает свою позицию Дамов.

По его словам, совершенно очевидно, что авария с разливом топлива не имеет никакого отношения к проблемам в Красноярске, и Норильск нашел бы, куда потратить многомиллиардную компенсацию за ЧП на предприятии «Норникеля». Однако власти Красноярского края, по всей видимости, просто решили воспользоваться удобным поводом, чтобы получить финансирование на другие проекты.

«По поводу того, пытается ли Усс заработать таким образом «предвыборные очки», мое мнение – их можно зарабатывать сколько угодно, но вопрос со вторым губернаторским сроком (точнее, с его отсутствием) закрыт абсолютно и окончательно: его не будет», — добавил Дамов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: