Российский автопром делает первые шаги к возрождению. Мэр Москвы пообещал автовладельцам возвращение легендарного «Москвича», который будут выпускать на базе завода Renault. А в Самарской области отечественные авто планируют выпускать на АвтоВАЗе уже под российским контролем. Таким образом, импортозамещение в сфере автопрома вполне реально в обозримом будущем. Однако на первых этапах власти столкнутся с огромными трудностями, считают экономисты – эксперты РК. Как быстро удастся их решить и что нужно будет сделать для заполнения рынка российскими автомобилями – расскажем в сюжете.
Как Renault превращается в «Москвич»
Громкая новость о возрождении легендарного автомобиля под маркой «Москвич» появилась вчера. Об этом сообщил столичный мэр Сергей Собянин после того, как французская компания Renault – собственник завода – заявила о закрытии производства. Это грозило безработицей почти 4 тысячам человек.
«Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», — цитирует Собянина РИА Новости.
Мэр добавил, что власти города постараются сохранить большую часть коллектива завода и смежных предприятий. Интересно, что Собянин пообещал начать выпуск нового авто буквально сразу. И уже на следующий день завод получил нового директора: им был назначен Дмитрий Пронин.
Более того, власти описали конкретный план работы завода и реализации его продукции. По словам заммэра столицы Максима Ликсутова, там могут также производить автомобили для такси Подмосковья и каршеринга всего столичного региона.
«Мы на сегодняшний день уже сформировали рабочую группу с крупнейшими компаниями-агрегаторами, которые занимаются такси в городе Москве, чтобы с ними вместе определить технические аспекты, каким должен быть автомобиль такси для Москвы и, наверное, для коллег наших из Московской области», — цитирует Ликсутова ТАСС.
По его словам, ежегодно в Московском регионе для рынка такси и каршеринга необходимо, по разным оценкам, 30–40 тысяч новых машин, поэтому завод «Москвич» обязательно будет востребован.
АвтоВАЗ освобождается от контроля
Начать массовый выпуск российских автомобилей без преград планирует и АвтоВАЗ. Он полностью перешел под российский контроль. Ранее производство, как и в Москве, контролировал французский концерн Renault, который приостановил свою деятельность в России в конце февраля. С 2009 года ему принадлежало 68% АвтоВАЗа.
В ближайшее время новое руководство завода представит стратегию развития компании. Уже известно о планах выпускать Renault Duster под брендом Lada.
Ранее РК писали, что АвтоВАЗ планирует завершить процесс импортозамещения до конца этого лета. Месяц назад начали готовить специальные версии некоторых моделей Lada, которые не будут сильно зависеть от влияния импортных комплектующих. Кроме того, в Самарской области в скором времени планируют наладить производство самолетов на заводе «Авиакор».
Российские автомобили требуют новых технологий и огромных вложений
Эксперты РК оценили планы властей, рассказав, что процесс их реализации сейчас будет очень непростым. Российский автопром слишком зависит от иностранного рынка комплектующих, плюс из-за последних событий разорваны логистические цепочки.
«Москвич» – это ведь только название, а начинка, вероятно, будет из Renault и того, что к нему можно приладить из оставшихся запасов или параллельного импорта, который удастся мобилизовать. Задача непростая, и есть ощущение, что в целом в промышленной политике есть серьезная недооценка того, сколько времени потребуется на восстановление разорванных производственных и логистических цепочек», – пояснил экономист Никита Масленников.
Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович прогнозирует, что возрождение «Москвича» обойдется бюджету в миллиарды рублей и потребует новых кадров.
«Это, безусловно, высокозатратный и долговременный процесс. Сейчас весь завод настроен под Renault, но Собянин же не обещал, что выпускать «москвичи» будут уже завтра, и не уточнял, какая это будет машина. Без полной структурной перестройки производства точно не обойтись. И произойти она должна не за счет денег, точнее, не только за счет них: в завод без особого толку можно влить миллиарды рублей».