Туристическая турбулентность: где теперь будут отдыхать россияне

/

Из-за санкций и закрытия воздушного пространства россиянам теперь будут недоступны для отдыха страны Европы и Карибского бассейна. Ростуризм и корпорация «Туризм.РФ» подготовят предложения по организации летней туристической кампании в регионах страны. Такое поручение дал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Однако в Российском союзе туриндустрии опасаются, что из-за роста цен и падения доходов поток путешественников резко сократится. По мнению экспертов, пока внутренний туризм выжидает. Подробности – в сюжете.

Сфера туризма переформатируется

Заместитель главы правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил Ростуризму совместно с корпорацией «Туризм.РФ» подготовить предложения по организации летнего отдыха в регионах страны, а также «разработать систему грантов для регионов по оперативному разворачиванию легковозводимых объектов туристической инфраструктуры», передает РИА Новости.

В аппарате вице-премьера отмечают, что в России продолжится работа по реализации крупных инвестпроектов по ранее запланированному графику.

Перенаправить туристические потоки в российские регионы решили после введения санкций и запрета полетов в ряд европейских и карибских стран, которые всегда пользовались популярностью у путешественников.

«Сейчас для россиян закрылись наиболее популярные направления, за исключением Турции и Египта. Также пока доступны страны Азии и Ближнего Востока, но и с путешествиями туда будут сложности, тем более что не все из них открылись после пандемии», – рассказала Интерфаксу пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Лететь за границу передумали и сами россияне. Они перестали бронировать туры на отдых и отменяют уже оплаченные поездки.

«Бронирование туров в Египет и Турцию остановилось, многие опасаются ограничительных мер и боятся лететь. Много аннуляций – 20–30%», – цитирует «Лента.Ру» гендиректора туроператора Space Travel Артура Мурадяна.

По оценкам туроператоров, остановится до 50% выездной отрасли.

Не спешат пока россияне и в путешествия по регионам. Например, продажи туров в Калининград просели на 40%. Из-за закрытия воздушного пространства всеми странами ЕС российским авиакомпаниям пришлось поменять маршруты авиарейсов в Калининград из других городов России. Теперь самолеты летят над нейтральными водами Балтики, время в пути из Москвы увеличилось на час, из Санкт-Петербурга – на полчаса. Сейчас загрузка отелей региона на лето составляет 37%, но за последние два года глубина продаж очень снизилась, пишет сайт Ассоциации туроператоров России.

Внутренний туризм не будет прежним, не стоит питать иллюзий, считает эксперт по туризму, владелец туристического агентства MAYEL Travel Майя Котляр.

«Внутренний рынок подорожает, но никогда не сможет заменить Грецию, Кипр, Египет. В Сочи, Крым и так ездят миллионы, но перенаправить туда еще потоки из Турции или Египта просто невозможно. Ограниченное предложение и высокий спрос, конечно, ударят по карманам. Цены практически одинаковые, но за рубежом туристические предложения и условия проверены временем», – цитирует эксперта Msk1.ru.

Есть еще несколько глобальных проблем, с которыми столкнулась сфера туризма. Первая – это лизинг: российские самолеты, если они в аренде, не могут летать в некоторые страны, потому что там их арестуют и изымут. Вторая проблема – высокие курсы валют. Российские отельеры из-за отсутствия конкуренции поднимают цены, а у россиян на фоне санкций могут снизиться доходы.

«Сегодня вообще не очень понятно, будут ли у россиян в принципе средства на путешествия с учетом обрушения курса рубля и неизбежной остановки многих бизнесов, которые были как-то связаны с зарубежными поставщиками, что повлечет за собой массовые увольнения», – приводит слова пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной сайт «Турпром».

Глава турагентства «Моря и страны» Юлия Сибирцева рассказывает, что продажи осени и зимы, особенно февраля, позволяли после провала пандемийного периода надеяться на восстановление отрасли, с осторожным оптимизмом смотреть в будущее. Но последние события эти настроения перечеркнули.

По мнению главы туркомпании «Плот» Александра Смирнова, у игроков туристического рынка юга России все же остаются хорошие перспективы.

«Люди, которые привыкли ездить на море, все равно поедут. Это общее правило – как только закрываются заграничные направления, люди переориентируются на внутренний туризм», – приводит слова Смирнова сайт Tolk.

Напомним, что Росавиация ограничила до 8 марта полеты в российские аэропорты юга и центральной части России. Самолеты пока не могут попасть в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь, Элисту. Туристов перевозят по альтернативным маршрутам, через аэропорты Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы. В Сочи создан временный хаб, к которому подключены близлежащие аэропорты, пишет «Российская газета».

В ожидании российских путешественников сейчас Алтай. Богатые туристы, скорее всего, обеспечат полную загрузку отелей премиум-сегмента.

«Некоторых москвичей стоимость не пугает. У нас были примеры, когда клиенты настаивали на бронировании самых дорогих номеров, скажем, за 120 тысяч рублей в сутки», – рассказывает Александр Смирнов.

При этом в регионе есть предложения на любой кошелек – от турбаз со всеми удобствами до средств размещения с неблагоустроенными домиками.

Внутренний туризм в ожидании спроса и повышения цен

Любая турбулентность на внешних рынках приводит к неизбежному развитию внутреннего производителя. В целом настроения в отрасли спокойные. Внутренний туризм в России пока выжидает, рассказывает вице-президент и руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Илья Уманский.

«Думаю, когда острая фаза кризиса минует, во внутреннем туризме, скорее всего, вырастет спрос. Конечно, в связи с наложенными санкциями есть некоторые риски и для внутреннего туризма, но, безусловно, они проявляются в значительно меньшей степени, чем для других отраслей или того же выездного туризма. В некотором смысле отразиться может снижение количества авиационного транспорта, числа рейсов и бортов. Но мы до сих пор не до конца понимаем, насколько на ситуацию повлияет этот параметр. Даже если повлияет, внутренний рынок не настолько зависит от авиационных перевозок даже по самым популярным направлениям».

По словам эксперта, в Краснодарском крае на долю авиационных перевозок приходится только около 30% от общего числа туристов, поэтому проблема не должна стать критичной. А вот инфляционные риски отразятся на всех отраслях, и путешествовать станет дороже.

«Думаю, повышение на 10–15% неизбежно, но вряд ли это станет серьезной причиной для снижения туристического потока. Безусловно, туризм не является услугой первой необходимости. Но учитывая, что будет ограничен выезд по другим направлениям и странам, своего потребителя внутренний рынок даже при корректировке цены гарантированно найдет».  

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: