Не добровольно, а в обязательно: почему рестораторы должны брать в меню российские вина
Роспотребнадзор совместно с Минсельхозом, Минпромторгом, Минфином и Минэкономики РФ прорабатывает введение минимальной розничной цены (МРЦ) на винные напитки. Как сообщает «Коммерсантъ», Министерство сельского хозяйство уже поддержало эту идею. В ведомстве отмечают, что мера позволит вытеснить с рынка контрафактную и нелегальную продукцию, а также окажет дополнительную поддержку отечественным производителям.
Также ведомства должны решить, наделять ли региональные власти полномочиями по составлению списка свойств, характерных для винодельческой продукции с защищенными географическим указанием и наименованием места происхождения.
Я бы вообще ввел в России на все виды продуктов питания МРЦ, тогда бы некачественной продукции было гораздо меньше. Но все, как обычно, упрется в вопросы, как определять эти цены и что брать за основу. Вот и здесь тоже вопрос. МРЦ сама по себе является просто показателем. Она должна играть какие-то экономическую, политическую и социальную роли.
«Добить» рынок напитков хотят давно. Его создали в 2012 году как социальный продукт. Вообще, винный напиток – это продукт, где винограда 50 %, а в игристом вине – 100 %. До этого времени в вине было много фальсификата, и весь этот фальсификат ушел в винные напитки, когда ввели новую терминологию. Как следствие, сократился рынок вина и игристых за счет того, что продажи винных напитков стали расти (и, кстати, продолжают этот рост). Винные напитки за эти годы «украли» у вина примерно 25 % объема, у игристых – больше 30 %. Виноделы думают, что если ввести МРЦ на винные напитки, то они вернут себе свои объемы, но это неоправданные ожидания.
Сейчас игристые вина имеют минимальную стоимость около 170 рублей, однако не раз уже говорили, что эта цена будет увеличена до 207 рублей. В таком случае нужно, чтобы оставался дешевым винный напиток по цене 110 рублей, имеющий тот же аромат, вкус, бутылку, потому что 207 рублей – это недешево для основной массы населения с зарплатой менее 20 тысяч.
Такая же ситуация с вином. Союз виноделов готов к цене 175 рублей за бутылку. На мой взгляд, это цена несколько завышена, но даже если она такой будет, то нужно оставить минимальную цену на винный напиток в размере 110 рублей. Но чего хотят виноделы? Они хотят, чтобы цены на винные напитки были такими же высокими, практически как на вино и игристое, может, дешевле рублей на 20. И если это произойдет, то почти весь рынок винных напитков просто уйдет в нелегальный сектор, как ушла туда после подорожания нелегальная водка.
Поэтому тут может быть три варианта: заниженная цена на винные напитки – хорошо; реальная цена – хорошо; завышенная (то, чего добиваются виноделы) – отрицательный эффект.
У нас не так много винодельческих регионов, есть определенная местность, и если вино делают из конкретного винограда, выращенного на этой территории, то пусть оно будет с защищенной географией происхождения. На мой взгляд, это нормальная ситуация. Более того, это хороший маркетинговый ход. Есть система декларирования, известно о виноградниках в той или иной области, об объеме урожая, то есть всегда можно посчитать, сколько из винограда с конкретного виноградника можно произвести вина. Собрали урожай, задекларировали – и производитель объявляет, что из винограда с такого-то виноградника мы сделаем столько-то бутылок.
К инициативе выделять в меню российские вина отношусь положительно, правда, омбудсмен Борис Титов предлагал рестораторам это сделать в добровольном порядке. Я считаю, что это должно быть обязательным, кроме того, на первой странице винной карты. Никаких пижонов-экспертов это не затронет.