Кубанские праймериз: «черные» технологии и претензии «старой» гвардии
Любая власть – исполнительная, законодательная – при выборах любых органов власти имеет свои приоритеты. Это отрицать бесполезно, это естественно. Власти не безразлично, кто будет либо ее менять, либо будет частично замещать.
Что касается «списка победителей краснодарских праймериз», появившегося в СМИ, то это компиляция слухов и сплетен, которые ходили по краю уже несколько месяцев. К тому списку, который реально, на мой взгляд, будет реализован, он имеет некоторое отношение, особенно в части, касающейся одномандатных округов, где более-менее ясная обстановка. Но это не подлинный список — это просто определенным образом сработанная грубая фальшивка, которая является ничем иным, как одним из элементов так называемых черных технологий, которые применяются не только в ходе праймериз. Праймериз – это только один из этапов борьбы за депутатские мандаты в законодательном собрании. Еще полгода назад в одном из своих интервью я говорил, что эта кампания будет изобиловать «черным» пиаром и возвратом в 90-е годы, и вот этот прогноз подтверждается.
Почему так происходит? Это происходит потому, что так называемая «старая» гвардия, которая много лет занимала места в краевом парламенте и во многом себя исчерпавшая, пытается, образно говоря, усидеть в этих креслах по разным причинам. Одни пытаются усидеть, потому что предполагают, что это спасет их от уголовного преследования. Другие – что это даст им возможность по-прежнему отделываться «легким испугом» или небольшим штрафом за грубейшие нарушения в строительстве, которые допускают их фирмы. То есть у каждого есть свой резон оставаться в законодательном собрании. Но пришел новый губернатор, он оживляет политическую палитру, и для него депутаты, которые по 20 и более лет занимают места, и при этом фактически не пользуются должной поддержкой избирателей, являются неудобными. Соответственно, разумеется, у губернатора и его команды есть определенное понимание, кто должен войти в законодательное собрание. Еще раз подчеркиваю, что это естественно: губернатор имеет право думать о том, с кем ему работать на благо Кубани. Этот список, о котором я говорю, естественно, не обнародован, естественно, он в глубинах есть. Но к тому списку, который был опубликован в СМИ, он имеет весьма опосредованное отношение, особенно в части, касающейся так называемых списочников.
Теперь по сути претензий ряда депутатов, которые вдруг возбудились после многих лет засыпания на заседаниях Законодательного собрания и пробуждения только тогда, когда решались вопросы, касающиеся конкретно их фирм и организаций. Без толчка и поддержки определенных политических сил из Москвы они сами бы никогда не решились на этот демарш, потому что каждый из подписавших обращение имеет свой скелет в шкафу. И выражаясь фигурально, просто так бряцать костями они бы не стали. Естественно, что их настроения «подогрели» и встроили в общую пиар-кампанию, которая направлена против власти в целом – и законодательной, и исполнительной, и против «Единой России», которая, как и везде в России, у нас в крае является правящей партией – по крайней мере, имеющей наибольший вес, значение и количество мандатов в законодательном собрании края.
Эта вспышка недовольства, которая вдруг проявилась, была инспирирована. Часть действующих депутатов не попадет в законодательное собрание, и однозначно будут недовольные. Но весь вопрос в том, будут ли эти люди недовольны тем, что они не доработали, либо тем, что они не смогли показать свою состоятельность, и в каком варианте это будет просматриваться. То ли они скажут — «я ухожу, но к следующему избирательному циклу постараюсь стать человеком, которого однозначно мой электорат поддержит». Или может быть другой вариант, вроде «я устал, я ухожу».
Но то, что некоторые депутаты выразили свое недовольство, выступив с таким обращением, говорит только об одном – им подсказали это сделать и, видимо, что-то пообещали. Но на мой взгляд, это пустая трата времени. «Черные» технологии, которые применялись в 90-е и которые пытаются вновь возродить, не будут иметь успеха. У нас сейчас совершенно другая информационная база. Раньше было достаточно разбросать листовки, что такой-то — вор, и люди могли в это поверить. А сейчас просто наберут фамилию в интернете, и найдут столько информации об этом человеке, что те, кто собирался его «погубить», могут получить совершенно обратный результат – «нагнать» ему рейтинг.
И нужно вспомнить еще один аспект, о котором стыдливо умалчивают и авторы письма-просьбы Сергею Неверову, и те, кто, возможно, еще где-то на задворках политики что-то готовят. По крайней мере, начиная с 2002 года, когда я в той или иной степени задействовался в избирательных кампаниях со своим центром, никогда не было такого, чтобы депутаты избирались без всякой прямой поддержки власти. Такого нигде и никогда не было и, наверно, не будет.
Выборы во Франции, которые показали, как власть из ничего создала президента Макрона – это квинтэссенция того, что может добиться власть, если она ставит свою задачу. Так вот, те депутаты, о которых мы говорили, при своих многочисленных избраниях, всегда пользовались покровительством и привилегиями, которые им обеспечивала краевая власть. И сейчас, когда они плюют в тот колодец, из которого пили столько лет, это даже с моральной точки зрения нехорошо. Я понимал бы, если бы они были действительно плоть от плоти народа, шли на выборы, и их бы ущемляли. Но когда миллионеры, у которых десятки миллионов заработаны только за один год непонятно как, вдруг стали ратовать за честность – это просто удивительно.