Достаточно много регионов завершают финансовый год с увеличившимся объемом доходов
Регионы, которые не принято считать особенно богатыми, отчитываются об исполнении бюджетов с профицитом. Так, за девять-десять месяцев текущего года с профицитом исполнили бюджет Смоленская, Саратовская, Тамбовская области и Северная Осетия. Тем временем Карелия, а также Брянская, Амурская и Ярославская области приняли профицитные бюджеты на 2024 год.
Владимир Климанов:
– Профицит бюджета может складываться в том числе за счет опережающего роста собственных налоговых и неналоговых доходов в регионе или, наоборот, какого-то недофинансирования или сокращения расходов.
В этой связи достаточно много регионов завершают финансовый год с увеличившимся по сравнению с запланированным объемом собственных налоговых и неналоговых доходов. Такое мы не наблюдали уже достаточно давно, и в этой связи не удивлюсь, что у самых необычных порой регионов может сложиться профицит бюджета по итогам 2023 года. Плохо это или хорошо? На самом деле есть принцип сбалансированности бюджета в бюджетной системе страны, в соответствии с которым считается правильным, чтобы доходы и расходы были сбалансированы. И длительный хронический дефицит бюджета – это безусловное зло. А профицит рассматривается обычно как позитивное явление. Но все-таки, если он складывается из года в год, это также говорит скорее о негативных чертах финансовой системы или бюджетного планирования, чем о позитиве. Почему? Потому что при складывающемся избытке доходов бюджета мы понимаем, что не все потенциальные расходные обязательства наверняка профинансированы. Вряд ли можно говорить, что все социальные группы населения удовлетворены разного рода выплатами из бюджета, что все государственные учреждения отремонтированы, оснащены необходимой техникой и так далее.
Поэтому то, что профицит может сложиться в том или ином году, – это нормально, но главное, чтобы он не переходил из года в год как негативное проявление бюджетного планирования. Если же говорить о том, может ли вызвать профицит бюджета сокращение поступлений межбюджетных трансфертов, то такой прямой зависимости нет, но косвенно, очевидно, федеральный центр, рассматривая, например, предоставление дополнительных целевых межбюджетных трансфертов тому или иному региону, может принять во внимание сложившийся профицит регионального бюджета и субъективно решить, что объем трансфертов в данный регион будет ниже. Но закрепленного правила на этот счет, безусловно, не существует.