Основные риски для Хоценко на губернаторских выборах – вопиюще низкая явка и провалы в информационной работе
В Омской области сильна традиция безальтернативных выборов. Тренд, который задал Леонид Полежаев, сохраняется до сих пор. Кандидаты, подавшие документы, никакой угрозы для Виталия Хоценко не представляют.
Два самовыдвиженца – это, скорее всего, спойлеры. Так было и при Буркове, когда просто выставляли кого-нибудь для купирования угрозы бойкота выборов. Угроза бойкота – это, наверное, один из немногих рычагов, который остался у коммунистов. В Приморском крае они его использовали. Поэтому самовыдвиженцев мы вычеркиваем.
ЛДПР в Омской области и раньше была слабой, но в последние несколько лет совсем ни на что не влияет, лояльна власти.
«Коммунисты России» – еще один спойлер КПРФ, как и везде в стране. На этом два ее деятеля и сделали карьеру и небольшие деньги.
Остается КПРФ. Традиционно партия номер два в Омске. Кроме «Единой России», едва ли не единственная партия, которая способна самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр. Коммунисты в состоянии самостоятельно выступить, но уже давно сложилась традиция договороспособности КПРФ – с ними договорятся.
Никакой активной предвыборной деятельности оппоненты Хоценко не ведут, за исключением коммунистов. Андрей Алехин победил на думских выборах, но соперник там был объективно слабый, на Степана Бонковского ставку не делали во время думской кампании, он поддержки не получал, пока до федерального центра по некоторым каналам не дошла информация о ситуации в его округе. А коммунисты, наоборот, поступили очень просто – все ресурсы вложили в этот округ, потому что округ Олега Смолина был расторгован, округ Оксаны Фадиной был расторгован. А вот в округе Бонковского было непонятно – и коммунисты ударили туда. Поступили грамотно. Выставили там Алехина – регионального политического тяжеловеса. Он выиграл, на энтузиазме может что-то сделать, но губернаторскую кампанию не потянет. Я уверен, что он и не хочет становиться губернатором.
Важно понимать статус Хоценко. Таких врио в России двое. Это Хоценков в Омской области и Кузнецов на Чукотке. Это два губернатора новой формации, «военные губернаторы» с бэкграундом, касающимся Новороссии. Я не думаю, что центр, выставляя такие кадры, предусматривал бы варианты их поражения. Любая новая генерация губернаторов (сейчас вторая) – это креатуры Кремля. Он постоянно подчеркивает, что людей, связанных с СВО, с новыми территориями, надо всячески поддерживать. И тут выставляют кандидата – а он проиграет коммунистам. Некрасивая ситуация. Вряд ли такое произойдет.
Иногда Москва демонстрирует готовность провести эксперимент – допускает честную конкуренцию, чтобы посмотреть, что из этого будет. В Хакасии, например. Но в Омской области, скорее всего, договорятся, окажут федеральную поддержку.
Какие могут быть угрозы? Вопиюще низкая явка либо провалы в информационной работе. Инфоблок и внутрипол крайне слабые. Основная угроза – дефицит компетентных кадров, которые могли бы поддержать Хоценко. Сколько времени прошло с момента его назначения, а что яркого было? Как он с бабушкой ехал на кабриолете – и больше ничего. Заурядная кампания.