Прямые выборы гордумы в Челябинске: новая реформа и новые возможности


Ставшее уже традиционным обсуждение реформы МСУ 2014 года в Челябинске переходит в фазу ее отмены. Начинается новая реформа МСУ, в результате которой в 2024 году пройдут прямые выборы депутатов городской думы.

Группа депутатов челябинской городской думы выступила с инициативой изменить статус города Челябинска в связи с лишением его статуса городского округа с внутригородским делением. Неэффективность эксперимента, инициированного экс-губернатором Борисом Дубровским, с каждым годом становилась более очевидной. После 2014 года Челябинск был разделен на семь отдельных районов, каждый из которых является отдельным муниципальным образованием, имеет собственного главу и депутатов (170 депутатов в семи районных советах). Из них 49 депутатов входят в городскую думу (по семь депутатов от каждого района).

Сложная система управления городом, целью которой было заявлено сокращение дистанции между жителями и властью, привела не только к управленческим, но и к политическим издержкам. Проект «отмены реформы», который подразумевает ликвидацию райсоветов депутатов и возврат к прямым выборам в городскую думу, позволит нивелировать подобные риски в будущем.

Один из самых очевидных рисков – разрастание бюрократического аппарата со снижением качества управления. Несмотря на то, что главной целью реформы 2014 года было повысить оперативность реагирования на основные проблемы жителей, сделать этого не удалось. Многоуровневая система способствует переадресации проблем граждан с районного уровня на городской и наоборот. Отсутствие четких разграничений между полномочиями города и района, дублирование функций привели к постепенному размыванию ответственности, что снизило качество городского управления.

То, что депутаты городской думы перестали избираться напрямую, было отдельным аспектом критики. Их делегирование из числа депутатов внутригородских районов постепенно снизило ответственность депутатов перед избирателями. Учитывая, что райсоветы так и не смогли стать коммуникационным проводником между властью и жителями, отмена прямых выборов ситуацию усугубила. Кроме того, представительство каждого района не было полноценным. Реформа 2014 года не предусматривала корреляции между количеством жителей района и количеством их представителей в челябинской думе.

Качество управления снижается, но расходы на содержание органов местного самоуправления растут. За 2022 год они составили 2 197 669,0 тыс. руб., из них на фонд оплаты труда – 1 876 501,0 тыс. руб. Предстоящее «переформатирование» системы местного управления означает существенное сокращение расходов на ее содержание.

Инициатива проведения новой реформы связана не только с управленческой неэффективностью, но и с возможными политическими рисками, которых правительство региона хочет избежать перед выборами 2024 года.

Появление новых относительно автономных центров в ходе реформы МСУ привело к затруднению принятия консолидированных решений. Диверсификация власти стала причиной функционально-территориальной диффузии. Принятие и исполнение решений в Челябинске после 2014 года сопряжено со спорадическими столкновениями акторов, а также с формальными и неформальными конфликтами.

В 2023 году конфликты перешли в публичное пространство. В Калининском райсовете шесть депутатов отказались исполнять решение фракции «Единая Россия» о лишении мандата депутата Алеси Субботиной, осужденной за мошенничество. Противостояние между депутатскими пулами наблюдалось в Металлургическом и Курчатовском райсоветах.

Отмена реформы МСУ – это возможность для региональных властей избавиться от «горячих точек». Ожидается повышение уровня контроля за деятельностью глав районных администраций и управляемости ими. Новая реформа позволит существенно сократить количество одномандатных округов на муниципальных выборах, а вместе с тем – снизить риски, связанные с конфликтными ситуациями и нарушениями.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: