Политинформация в школе: только во внеурочной деятельности
В ряде школ Ульяновской области с недавнего времени проводятся уроки политинформации, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на министерство образования региона. Единой формы политинформирования нет. Занятия идут в форме информационного часа, еженедельной «пятиминутки», еженедельной линейки, круглого стола с приглашением представителей органов государственной и исполнительной власти, депутатов и так далее. Речь на таких уроках, в частности, идет о событиях в России и мире. Как рассказали в министерстве образования области, уже разработаны и направлены в муниципальные образования методические рекомендации по организации деятельности школьных координаторов политинформирования.
Сейчас подобные уроки проводятся в основном в 5–11 классах, но в ряде школ в эту работу включены и начальные классы.
Издание напоминает, что о необходимости вернуть в среднюю школу политпросвещение в прошлом году заявило ульяновское региональное общественное движение работников образования «За советскую школу». Губернатор региона Сергей Морозов поддержал идею.
Ирина Абанкина:
— Урочная форма у нас заполнена предметным содержанием, и там жесткие тематические планы по предметам. Поэтому, на мой взгляд, все это может быть только во внеурочной деятельности. У нас учебный план делится на аудиторную нагрузку – уроки — и внеурочную деятельность. К сожалению, у нас очень сильная аудиторная нагрузка, поэтому форму политинформации как урока я бы не поддерживала, потому что это всегда будет, так или иначе, в ущерб учебным, тематическим планам по тому или иному предмету. И тогда это несомненно надо согласовывать с педагогами, за счет чьих уроков это может осуществляться. При этом мы очень часто слышим от педагогов, что им не хватает часов, чтобы тот материал, который у них запланирован, они могли развернуть.
В качестве внеурочной деятельности, в том числе с организацией и обсуждений, и диспутов, это может быть очень важно и интересно. Во многих школах формируются органы ученического самоуправления, и здесь обсуждение политических вопросов может быть вполне актуально и востребовано ребятами. Тем самым это действительно может способствовать формированию и мировоззрения, и навыков политической дискуссии, и выработке своего собственного отношения к этому. Могут быть очень интересные современные формы такой организации, с опорой на ученическое самоуправление, на ученическую активность в этих вопросах. Меня в большей степени смущает, в последнее время это произносится довольно часто, попытка вмешиваться в тематические планы, в аудиторную нагрузку, и добавлять те или другие уроки. Мне кажется, что современные компетенции формируются в первую очередь во внеурочной деятельности, в проектной, исследовательской работе, в социальных практиках.