Губернаторам придется научиться считать каждый рубль
Серьезную обеспокоенность Счетной палаты РФ вызывают долги субъектов РФ, чей общий долг составляет 1,4 трлн рублей. Общий долг регионов составляет 1,3 трлн рублей.
Глава Счетной палаты перечислил субъекты РФ, чей долг превышает на 50% общий объем доходов этих субъектов РФ — Республика Мордовия, Северная Осетия-Алания, Алтай, Рязанская, Саратовская, Костромская область и Белгородская область. Пи этом в структуре их долговых обязательств значительная доля приходится на кредиты, полученные региональными бюджетами под кредиты иностранных и международных финансовых организаций.
Константин Калачев:
— Долги — это серьезная проблема для российских регионов. Долговая нагрузка на их бюджеты продолжает расти. Немногие регионы могут гордиться снижением долгового бремени: Московская области, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Иркутская область, некоторые другие.
Стагнация экономики бьет не только по федеральному российскому бюджету. Доходов в ряде регионов меньше, чем планировалось ранее. А расходы, наоборот, увеличились — социальная нагрузка на бюджеты растет.
Понятно, что в условиях стагнации поступления в региональные бюджеты упали, потому неудивительно, что растет долговая нагрузка регионов. Часть проблем связано с перекладыванием на регионы решения ряда проблем федеральным центром.
Большую часть долгов регионы получили, покрывая дефициты своих бюджетов заимствованиями. В перспективе серьезные проблемы в их обслуживании. Общий долг регионов составил 1,3 млрд. рублей. Глава Счетной палаты Сергей Степашин на днях назвал это субъекты РФ, чей долг превышает на 50% общий объем доходов этих субъектов РФ — это Республика Мордовия, Северная Осетия-Алания, Алтай, Рязанская, Саратовская, Костромская область и Белгородская область. Список проблемных регионов этим перечнем не исчерпывается.
«В структуре их долговых обязательств значительная доля приходится на кредиты, полученные региональными бюджетами под кредиты иностранных и международных финансовых организаций», — отметил Степашин. Финансовая политика регионов становится проблемой — жизнь не по средствам создает предпосылки к предбанкротному состоянию. В этой ситуации выход один — сокращать расходы, увеличивать доходы. Любой регион имеет ресурсы к сокращению расходов, например, на управленческий аппарат. Рост доходов также решаемая проблема. Но для этого надо отказаться от иждивенческих настроений, не рассчитывать только на федеральные трансферты и пр. Ситуация вполне рабочая. Просто губернаторам придется научиться считать каждый рубль, создавать условия для прихода инвесторов, улучшать климат для бизнеса, активнее работать с налоговиками. Нет худа без добра.