Нужно адаптировать демографические меры к региональным потребностям
Демографическая проблематика не уходит из повестки. Представители политического истеблишмента регулярно генерируют предложения, призванные кардинально поменять ситуацию. Особая роль в процессе отводится региональным управленческим командам.
Демографические проблемы — чем больше мы работаем над их решением, тем очевиднее тот факт, что задача требует нелинейных подходов. Очевидные, казалось бы, социальные меры, особых результатов не дают. А значит это вызов всем элементам государства — от федеральной власти, до сотрудников бюджетной сферы, работодателей, до каждого россиянина в отдельности.
Снижение рождаемости, рост смертности, миграционные процессы — все эти факторы требуют внимания и разработки эффективных мер для улучшения ситуации. Однако часто на местах реальная политика в этой сфере подменяется пиаром.
Очевидно, что сегодня острейшей проблемой в России, по сути, главным современным вызовом, является падение рождаемости. Так, на одну россиянку репродуктивного возраста приходится 1,4 ребенка, что является самым низким показателем за последние 17 лет. И уже к концу года Росстат прогнозирует снижение коэффициента рождаемости до отметки в 1,31 ребенка на женщину.
Очевидно и другое — чтобы способствовать росту численности населения необходимы комплексные меры поддержки семей с детьми. И это не только дополнительные выплаты, льготы по ипотеке, субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но и, в первую очередь, создание условий для развития соответствующей «детской» инфраструктуры: строительства детсадов, школ, стадионов, открытие спортивных секций и кружков. В модернизации и расширении нуждается сфера здравоохранения, также призванная обеспечить достойные родительство и детство.
Однако, чтобы грамотно воплощать все нововведения в регионах, нужно адаптировать их к местным потребностям и специфике. Например, в субъектах с высокой рождаемостью можно сосредоточиться на поддержке семей с несколькими детьми и многодетных, а в регионах с низкой рождаемостью — на мерах, стимулирующих появление в семье первенца.
Если рассуждать дальше, то именно от региональных команд зависят и сфера трудоустройства, доступность и качество образования, решение проблемы старения населения, а также регуляция миграционных процессов. Так, только прогрессивное экономическое развитие субъекта, выражающееся в создании новых предприятий и поддержке бизнеса способно обеспечить население рабочими местами, а, следовательно, поспособствовать повышению уровня жизни и росту числа благополучных браков.
Противостоять неразумной внутренней миграции в центральные субъекты также способно улучшение качества образования, включающее в себя создание новых учебных заведений, укомплектование их кадрами и материалами, внедрение прогрессивных методик обучения. Борьба с социальными проблемами, такими как бедность, алкоголизм, наркомания неминуемо ведет к наращиванию качества жизни и, как следствие, — рождаемости.
Примером реализации подобных программ на местах может служить Дальний Восток, где вопрос низкого прироста населения, в силу удаленности региона, сложных климатических условий, слабой индустриализации стоит особенно остро.
Однако не везде принимаемые решения оказываются действенными. А все потому, что часто вместо реальных мер поддержки семьи и повышения рождаемости в регионах мы видим лишь лозунги и обещания. А за многочисленными акциями с душещипательными слоганами — отсутствие конкретных предложений.
Для того, чтобы демографические программы были эффективными, необходим анализ актуальных для местного населения запросов, в том числе с привлечением оценки экспертов в области демографии, социологии, психологии, экономики. Ну и, наконец-то, следует отказаться от незначительных полумер, кардинально не меняющих ситуацию.