Указание регионам поставить киоски для фермеров возле ТЦ: выиграют ли местные производители?
В правительстве рекомендовали регионам дать места для торговли малому и среднему бизнесу у торговых центров. Такой механизм был бы интересен фермерам и кооперативам. Мера нужна, чтобы создать условия для сбыта продукции отечественных производителей и фермеров. Хотя направленное главам регионов предложение позиционируется как рекомендательное, в документе указано, что до 1 июля 2023 года региональные власти должны предоставить в Минпромторг доклад с приложением фотоматериалов нестационарных торговых объектов, размещенных возле входов в магазины и торговые центры, пишет РБК.
Ольга Кузнецова:
– Если речь идет о небольших киосках, то я не вижу причин, как бы это могло навредить торговым центрам. Как показывает опыт, подобного рода торговля регулярно организуется накануне каких-то праздников (например, Нового года): на временной основе в торговых центрах появляются дополнительные торговые палатки, думаю, они не наносят ТЦ экономического ущерба. Другое дело, если бы было требование отдавать какой-то процент торговых площадей под местных производителей и это бы никак не компенсировалось ТЦ. Но в данном случае возможности для организации дополнительных торговых мест есть.
Что касается помощи местным товаропроизводителям, возможно, эта мера поможет им найти дополнительных покупателей. Хотя, как показывает опыт, продукцию местных товаропроизводителей из разных регионов можно купить на маркетплейсах. Там гораздо шире выбор, более демократичные цены. Поэтому, с одной стороны, ничего плохого от данной меры точно не будет, с другой стороны, будет ли какой-то сверхэффект для местных товаропроизводителей – большой вопрос, то есть по продуктам питания – да, а по промтоварам – маловероятно.
По поводу вероятности образования стихийных ларьков. С этим боролись, но до конца не побороли. Все равно есть разные варианты, временные решения, например ярмарки выходного дня, есть свободные площади. Думаю, местные товаропроизводители, скорее, сами не будут заинтересованы в том, чтобы содержать постоянный большой магазин (при этом непонятно, в каком формате). Если это более-менее крупные производители, у них уже есть возможность держать магазин на постоянной основе. Я не думаю, что в остальных случаях это все будет функционировать на стационарной основе.
Таким образом, если посмотреть на текущие реалии, то подобного рода вещи уже практикуются. Даже удивительно, что надо кого-то заставлять это делать, потому что такой опыт уже есть, пусть и не во всех регионах, и он вполне жизнеспособный.