СВО подстегнула экономику ПФО с точки зрения производства военной продукции
В Приволжском федеральном округе в этом году сложилась двойственная ситуация. СВО подстегнула экономику с точки зрения производства военной продукции. Вопрос поставок продукции для армии всегда был вопросом Поволжья – со времен Сталина. И даже раньше, потому что удмуртскими военными заводами еще отец композитора Чайковского руководил. В этом году в регионах ПФО появились дополнительные заказы, дополнительная работа. С другой стороны, стали возникать проблемы с автомобилестроением, с нефтепереработкой, появилась социальная напряженность, связанная с повышением цен, уходом брендов, импортных товаров.
Одним из важных событий стал отказ от понятия «президент Татарстана». Вроде бы рядовое событие, потому что ничего не изменилось, функции и ресурсная база остались те же. Но глава Татарстана уже не будет президентом – фигурой, равной президенту России. Когда подписывался договор о президентстве в 1990-е годы, речь шла о равных субъектах, а не о том, каким словом называть начальника. Поэтому изменение статуса главы республики теперь имеет огромное значение. То, что в стране теперь один президент, – это очень важно. Татарстан, конечно, самый сильный регион округа. Он делит с Московской областью второе место среди региональных экономик России. Раньше Нижний Новгород был сильнее, сейчас впереди Татарстан с приличным отрывом.
В нескольких регионах выбрали новых губернаторов, в Удмуртии переизбрали главу республики Александра Бречалова на новый срок.
В Марий Эл ушел Александр Евстифеев, избрали Юрия Зайцева. Регион это тяжелый, бедный, болотистый, там непросто руководить, там болезненные межнациональные отношения. Еще Маркелов не сумел выстроить отношения между русскими и марийцами. Не скажу, что это привело на социальном уровне к серьезным проблемам, но в элитах такой вопрос был. Посмотрим, сможет ли Зайцев его решить, но это будет непросто. Он прилагает усилия, пытается выстроить взаимодействие с марийской интеллигенцией, но там давняя проблема. Марий Эл можно назвать самым слабым регионом ПФО. В советское время там занимались военной электроникой, и в 1990-е регион очень сильно пострадал, когда исчезло финансирование военных проектов.
Оренбуржье отличилось в этом году скандалами и задержаниями чиновников. Посмотрим, что дальше будет: начнет ли после посадок резко расти экономика Оренбургской области? Мы понимаем, что нет. Это не значит, что не нужно сажать взяточников и других преступников. Но надо решать проблемы социально-экономические, а с этим в Оренбурге тоже непросто, как и в Марий Эл.