Генплан Челябинска станет путеводной нитью для развития города на ближайшие годы
Прошлый генплан Челябинска был принят 20 лет назад, последние лет 10 было очевидно, что он устарел. Челябинск очень быстро разрастался, и происходил этот рост хаотично – кто где отжал, тот там и строил. Кроме того, что внутри застройка шла как попало, были проблемы и с транспортом, и с дворовыми территориями. Часто строили без дорог, без инфраструктуры. Все это создавало много проблем. К приходу Текслера и Котовой у населения уже сформировались определенные требования, и это естественно, что люди потребовали публичного обсуждения данного документа. Все положенные стадии обсуждения были пройдены, даже несмотря на пандемию, и сейчас генплан полностью соответствует ожиданиям горожан. Плюс это прикладной документ к стратегии, которая расписана до 2035 года и включает все.
Главное в генплане, во-первых, то, что он определяет границы города. Это остановит бесконтрольное разрастание Челябинска. Во-вторых, там закрепляется компактность, полицентричность среды, человеческий масштаб. То есть у каждого челябинца в 15 минутах ходьбы должно быть общественное, культурное и социальное пространство, сквер или другая зеленая зона. Третье – реконструкция уличной сети и строительство новых мостов. Речь идет об удобстве передвижения по городу и купировании пробок. Нам досталась весьма приличная дорожная сеть благодаря когда-то проходившей дорожной революции. И для машин город достаточно удобен в этом смысле. Но мы понимаем, что город меняется и нужны новые развязки.
Впервые в Челябинске появится официальный исторический центр, который предполагается беречь и сохранять. Об этом очень много говорили в «АрхиСтраже» (это громкое, скандальное, но очень нужное движение, которое выступает за сохранение исторического архитектурного наследия). Учтены в генплане и зеленые насаждения, что является развитием и сохранением природного каркаса. И когда мы говорим о компактности и полицентричности среды, мы как раз говорим о зеленой зоне. Для промышленного города это особенно важно. Планируется увеличение рекреационного пространства на 800 гектаров (800 гектаров зелени будет дополнительно высаживаться). Набережная Миасса – в продолжение этой же темы – прошла реконструкцию и впервые приобретает вид набережной, а не зарослей у берегов, где тусуются бомжи. В этом смысле набережная Миасса свяжется воедино с Челябинским и Каштакским бором (это наши главные боры).
И последний пункт, принципиально важный для меня, – это застройка города разноэтажными и соразмерными формами. Горожане не очень хотят жить в каменных джунглях из 25-этажных свечек. Люди хотят сохранить уют в своем городе.
Естественно, что это все учитывает огромное количество предложений, которые вносили люди. Многих услышали. В целом, я думаю, генплан станет путеводной нитью для развития города на ближайшие годы.