Решение проблем и доступ к ресурсам: как кураторство вице-премьеров поможет регионам
В России очень серьезная федерализация, следовательно, значимым фактором является именно доступ к федеральным ресурсам. Налогообложение у нас федерализировано, а значит, основное распределение происходит через федеральный центр. Зачастую приходится долго ждать, пока мегамашина, которая работает с задержкой на восемь-девять месяцев, наконец, соизволит сработать по отдельно взятому субъекту. Как минимум необходимы координаторы.
Например, у региона начинаются проблемы с мусором, а это не Москва и не Татарстан, которые могут напрямую решить проблему через центр. Значит, необходимо обращаться к полпреду, в профильное министерство. Пока будут пройдены все инстанции, начнутся фундаментальные проблемы с мусором. Закрепленность отдельно взятых вице-премьеров значительно повышает оперативность действий. Кроме того, это повышает их личную ответственность и становится фактором определения компетенции того или иного госслужащего. С этой точки зрения создание института кураторства – это правильное решение. Вопрос только в том, почему это не было сделано раньше.
На фоне пандемии и сложной экономической ситуации, когда значительная часть нагрузки легла на субъекты РФ, доступ к федеральным ресурсам и согласование этого процесса становятся крайне значимыми. Проблемы, которые ранее были фоновыми, стали обостряться. Например, миграционная проблема в Москве была всегда, как и проблема с экологией в Бурятии, но они обострились на фоне коронавируса. Для решения этих проблем необходимы координаторы, поскольку в противном случае процесс может усугубиться и станет поздно.
Например, если вы вовремя не успели доставить мигрантов в Москву, то получаете рост стоимости недвижимости. Вся льготная ипотека благополучно провоцирует двухзначную инфляцию. Вы это не компенсируете. Аналогично проблемы с водоснабжением в курортных местах рискуют усугубиться и сорвать отпускной сезон. Таких моментов очень много, поэтому необходима координация на федеральном уровне, поскольку многие вещи зависят именно от федералов в данном случае.
Параллельно у вице-премьеров появляется двойная подотчетность. С одной стороны, они контролируют конкретные отрасли, а с другой стороны, они занимаются конкретными регионами. Повезет, если отрасль совпадет с регионом, например, если в регионе проблема со стройкой, а курирующий вице-премьер — Марат Хуснуллин. А если не совпадет? Тогда одному вице-премьеру приходится договариваться с другим для того, чтобы скоординировать процесс. Вопрос в том, как выстроятся отношения между вице-премьерами по непрофильным регионам.
При этом никто не отменял систему полпредов. Да, они в какой-то степени дублируют друг друга. Но есть вещи, которые решаются только на уровне макрорегиона. Например, у вас проблема с миграционной составляющей, но никого, кроме Москвы и Московской области, это не волнует. А если проблема связана с инфраструктурной составляющей – с доступом на рынок таксомоторных перевозок, тогда это начинает волновать все ближайшие регионы, поскольку они поставляют рабочую силу (Тульскую, Владимирскую и другие области). Второй вопрос можно решить на уровне макрорегиона – на уровне полпреда, и там необходимо согласовывать интересы разных субъектов РФ. Если проблема более специализированная, ее имеет смысл решать на уровне вице-премьера. Он может и на уровне макрорегиона решать вопросы. Но не стоит забывать, что у него есть и свои основные обязанности. По идее, подключение вице-премьеров – это прежде всего ускорение принятия решений, которые подготовлены на уровне полпреда. С этой точки зрения подобный механизм – это попытка соорудить дополнительный приводной ремень.
Главная сложность в данном случае будет в синхронизации процессов, но определенная логика в сохранении института полпредства все-таки есть, иначе вице-премьеры будут заниматься исключительно региональными проблемами.