Кризис логистики: почему жители Камчатки и Чукотки остались без продуктов и стройматериалов
В Камчатском крае и Чукотском автономном округе пустеют полки магазинов и дорожают продукты. Контейнеры с грузами месяцами стоят в портах Владивостока. Власти регионов ежедневно отслеживают ситуацию и просят помощи у федерального центра. С чем связан кризис логистики – расскажем в сюжете.
Рост цен и дефицит продуктов
Жители Камчатки и Чукотки остаются без продуктов. В магазинах выстраиваются длинные очереди, полки пустеют, а оставшиеся товары растут в цене. Местные жители выкладывают соответствующие фото и видео в соцсетях.
«Мы возвращаемся в 1990-е. На полках ничего нет, товары первой необходимости у нас отсутствуют», — рассказывает жительница камчатского районного центра Оссора в видеоролике в соцсети «ВКонтакте».
В администрации Провиденского городского округа рассказали, что ближайшие поставки продовольствия ожидаются только в ноябре.
«В местных магазинах сейчас напряженная обстановка с продуктами. На данный момент картофель остался в магазине «Арктика». Загрузка судна «Владимир Мясников» несколько раз сдвигалась. Изначально судно мы ждали в последних числах октября. Сейчас его выход запланирован на 21–22 октября. Срок захода в порт Провидения будет зависеть от погодных условий и разгрузки в Беринговском и Анадыре. Надеемся встретить его 5–7 ноября», — говорится на сайте администрации.
Причина задержек – кризис логистики. Контейнеры с товарами стоят в портах Владивостока, отправку грузов отслеживают в ручном режиме, пишет «Коммерсантъ».
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов заявил, что грузы ждут из Владивостока по три месяца.
«К сожалению, у нас сложилась достаточно тяжелая ситуация, которая связана с изменениями и кризисом в глобальной логистике, перенаправлением грузов из Китая, с Суэцкого канала на Транссиб, в результате чего в портах Владивостока скопилось огромное количество контейнеров и грузов для отправки», — рассказал Солодов в своем Telegram-канале «Солодов. BRIEF».
Запросили помощь Минтранса
По словам Владимира Солодова, за последнюю неделю ситуация нормализовалась и продукты питания начали отправлять в срок. Однако строительные материалы и конструкции для детских площадок по-прежнему остаются во Владивостоке. Глава Камчатки обратился за помощью к полпреду Юрию Трутневу, а тот дал поручение Минтрансу России разобраться в ситуации.
«В ручном режиме на уровне Министерства транспорта и Министерства по развитию Дальнего Востока отслеживается отправка грузов на Камчатку, должен быть обеспечен режим приоритетной отгрузки необходимых товаров именно в такие регионы, как Камчатка, Сахалин и Магадан, которые полностью зависят от морских поставок из города Владивостока. Мы, в свою очередь, на ручном контроле держим ход отправки грузов», — уверяет губернатор Камчатского края.
Глава региона признает, что на полное решение проблем потребуется много времени, поэтому могут возникать новые задержки и расти стоимость отправки. Отдельно он призвал грузоотправителей обращаться в правительство края, сотрудники которого готовы оказывать содействие пострадавшим предпринимателям.
О похожей проблеме заявил и губернатор Чукотки Роман Копин. По его словам, с июля по сентябрь в регион пришло в три раза меньше судов, чем обычно. В связи с этим в октябре и ноябре понадобятся дополнительные рейсы, притом что навигация в этот период очень сложная.
«В ежедневном режиме продолжаем отслеживать ситуацию. Приоритет — продукты питания, но речь не только о них. В этом году много задач и строек во всех районах, начинается реализация инвестпроектов. Для этого нужно доставить технику, материалы, модульные конструкции. Сейчас отправки на Чукотку ждут больше 200 контейнеров, техника, модульные ДК, ФАП, домокомплекты», — написал Роман Копин на своей странице в Instagram.
Глава Чукотки заявляет, что власти также работают с транспортными компаниями и внимательно следят за погодой. Если понадобятся ледоколы, их будут привлекать.
Неординарная ситуация
Камчатка и Чукотка хоть и являются полуостровами, но, по сути, находятся на островном положении по отношению к другим частям страны. И то, что случилось во Владивостоке с задержкой доставки грузов в порты тихоокеанского побережья, – дело вполне возможное, но неординарное, говорит директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
«Это выглядит странно, но, возможно, такая ситуация сложилась в результате какой-то новой конфигурации. Сейчас, наоборот, активно говорят об использовании Северного морского пути, подразумевающем на самом деле не только проход судов по Северному Ледовитому океану, но и их переход в северные части Тихого океана, как раз от Приморья или других зарубежных портов через Камчатку и Чукотку до Берингова пролива и затем выхода в Северный Ледовитый океан. В этой связи очень странно выглядит то обстоятельство, что при активизации использования Северного морского пути товары до Камчатки и Чукотки доходят в дефиците».
Политолог Илдус Ярулин согласился с тем, что причина проблемы – неразвитость припортовой инфраструктуры и отсутствие надежного транспортного снабжения.
«Если раньше северный завоз решал проблему, то сейчас этим занимаются только некоторые губернаторы. Да, топливо вроде бы завезли, а с продовольствием вопрос не решали. Раньше Госрезерв этим занимался, а сейчас это все отдано на откуп частному сектору, а ему это невыгодно. Логистические издержки высокие, а население в оставшихся поселках – это пенсионеры, бюджетники. Поэтому завозить туда бизнесу невыгодно – это не окупается».