Государство не может, а бизнесу не выгодно: почему возник продуктовый кризис на Дальнем Востоке


Задержка поставок продукции в регионах Дальнего Востока – это следствие неразвитости припортовой инфраструктуры, отсутствие надежного транспортного снабжения Дальнего Востока. Это комплексная проблема, которая подчеркивает то, что вообще связано с Дальним Востоком: громадные расстояния, нерешенность многих вопросов. Эта проблема может встать более остро, учитывая те масштабные программы, которые сейчас обсуждаются. При этом не решена главная проблема – связанность региона в целом с центральной частью РФ, а также разбросанность населенных пунктов на самом Дальнем Востоке. Это результат оптимизации, которая у нас шла последние годы: коммуникациями, в первую очередь дорогами, никто не занимался.

Если раньше северный завоз решал проблему, то сейчас этим занимаются только некоторые губернаторы. Да, топливо вроде бы завезли, а с продовольствием вопрос не решали. Раньше Госрезерв этим занимался, а сейчас это все отдано на откуп частному сектору, а ему это невыгодно. Логистические издержки высокие, а население в оставшихся поселках – это пенсионеры, бюджетники. Поэтому завозить туда бизнесу невыгодно – это не окупается.

Мы отказались от жесткой государственной системы, которая этот вопрос регулировала, отдали это на откуп региональным властям, они стали заключать договоры с бизнесом. Вот и последствия. Это, как всегда, те мелочи, которые никогда не учитываются. Планов громадье, а дьявол кроется в деталях. Северный завоз всегда начинался в июле, а в июле Якутия, например, боролась с пожарами. Теперь будут бороться с голодом. Это говорит о некомпетентности руководства субъектов. Летом никто не мешал все завозить – кризиса портов не было.

Сейчас еще сказалось влияние мировой транспортной системы, которая находится в сложной ситуации. Транспортные коридоры оказались во многом перекрыты, а наши порты не готовы к такому буму. Никто на это не рассчитывал, хотя ученые давно говорят, что дальневосточные порты могли бы сыграть огромную роль в АТР. XXI век – это век Азии. Про это говорят, но по факту ничего не делают. Дальневосточные порты развивались слабо. Наши портовые хозяйства думают только об одном – об угле, который нужен Юго-Восточной Азии. Но если к 2030 году углем никто пользоваться не будет, что тогда? Стратегии развития дальневосточных портов нет. Вкладываются туда только отдельные корпорации, которым это выгодно. Сейчас они забиты контейнерами из Китая. На этом фоне вопрос поставок продуктов в отдаленные села Чукотки уходит на десятый план – выгоды-то там нет. Отсюда и экзотические способы доставки, когда якутским селам сбрасывают с вертолетов картошку.

Любая стратегическая программа должна начинаться с вопроса, какими ресурсами мы обладаем, а никто такой оценки на Дальнем Востоке не проводил. Мы только рисуем планы, а что реально есть и чем мы действительно можем воспользоваться – об этом никто не думает. Живет по принципу «пока петух не клюнет».

Может, сейчас эта ситуация заставит задуматься, но я сомневаюсь. Проводятся стратегические сессии по развитию Дальнего Востока, а элементарно не знают, как людей накормить. Это говорит об отсутствии нормальной системной работы. Рисуют прожекты, как сделать людей счастливыми, а чем эти люди живут и что им действительно нужно – никто не думает.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: