Система хорд лучше кольцевой, но автомобильного счастья в Москве не будет


В составе сложной развязки на пересечении Юго-Восточной хорды (ЮВХ) и Волгоградского проспекта в Москве появятся пять эстакад. Уже готовы 49 из 79 опор. ЮВХ – один из самых непростых дорожных объектов столицы, пишут «Известия».

Идея создания хорд в Москве была предложена инженером Анатолием Якшиным еще в конце 1950-х годов, когда обсуждался план города 1961 года. Система хорд, безусловно, имеет преимущества перед кольцевой. У хордовой конструкции есть два свободных выхода за пределы города, а значит, есть возможности «выбросить» транспортный поток на каждом конце. Это очень ценное преимущество, поскольку с кольца любой выброс – это сложная развязка на какой-то радиус и диаметр.

Кроме того, есть вопросы, связанные не только с геометрией, но и с организацией движения. Дело в том, что нынешние московские хорды строятся в формате городских freeway – городских магистралей.С большим опозданием, но, к счастью, мы делаем это, и делаем довольно систематично: мы совершаем естественную стратификацию сети. Улица – это одно, а дорога – это другое. Улица – это элемент общественного пространства, куда автомобили допускаются, но где, понятное дело, должны ездить очень аккуратно, со светофорами и так далее. Там движение автомобилей допускается, но приоритеты остаются за пешеходами и общественным транспортом. А дорога (freeway) – это сооружение исключительно для скоростного движения автомобилей. Это разделение вошло в мировую практику 70–80 лет назад, буквально сразу после Второй мировой войны. С тех пор такое разделение сделано в США, Японии, во Франции, во всех богатых странах. В российской практике такого разделения не было: каждая дорога – это улица, каждая улица – дорога. Одним из первых опытов нормальной городской дороги был, наверное, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, потому что даже хорошая дорога (Третье транспортное кольцо в Москве) является дорогой только частично: сколько там полос ни устраивай, она останется городской улицей. А все хорды в Москве строятся в формате нормальной городской дороги – freeway. Это очень важно, поскольку благодаря этому совершенно по-другому будет организовано городское пространство.

Но при этом стоит иметь в виду фундаментальные обстоятельства. Москва при мэре Сергее Собянине за последние несколько лет строила толково, с хорошими проектами и так далее. Потрачено было много и с толком. Но надо понимать, что баланс между асфальтом и железом в Москве такой, что никакого автомобильного счастья у нас, к сожалению, не будет. Это самое главное и грустное. В Москве около 100 млн квадратных метров асфальта – шоссе, переулков, дорог и тому подобное. А автомобилей – 5 млн. Несложно посчитать, сколько приходится на каждый автомобиль. Это мизерно мало по любым меркам. Что Москва должна строить много и хорошо – это все правда, иначе было бы совсем худо. Но автомобильного счастья у нас совершенно точно не будет. Отсюда – приоритет общественного транспорта, отсюда – дорогая парковка. Места для машин в Москве не хватает.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: