Смоленское образование: акценты Островского
Еженедельные статьи губернатора Алексея Островского, в которых он излагает свое видение развития Смоленской области, можно рассматривать как подробную предвыборную программу. На этой неделе в центре внимания губернатора оказалась сфера образования. Пандемия коронавируса задает новые условия и вносит коррективы в развитие ситуации. В соответствии с ними Алексей Островский формирует основные задачи для региональной системы образования.
Следование ориентирам, заданным президентом, остается главной задачей, несмотря на распространение коронавируса. Достижение целевых показателей по обеспечению доступности мест в детских садах, количества школ в районах – приоритетное направление работы, которое должно реализовываться при любых условиях. Чтобы обеспечить места в ясельных группах, правительство Смоленской области использует различные механизмы: приобретает помещения на первых этажах жилых домов, возвращает в муниципальную собственность бывшие ведомственные детские сады, перепрофилирует помещения, в которых раньше проводилось дополнительное обучение дошкольников. Чтобы достигнуть заданных ориентиров, руководству Смоленской области приходится задействовать новые инструменты, поиск которых не прекращается.
Вторая задача – обеспечение комфортной школьной среды. Прежде всего это означает доступность образования вне зависимости от проживания в селе или городе, а также обеспечение классов современным оборудованием. Осуществляется это в рамках региональных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа». Сейчас понятие «комфортная среда» также будет включать в себя обеспечение каждого обучающегося начальных классов бесплатным горячим питанием. Уже с 1 сентября это будет возможным.
Соответствие возможностей и потребностей рынка труда количеству выпускников определенной специальности будет влиять на многие направления развития области, в том числе на снижение уровня безработицы и обеспечение всех знаковых отраслей квалифицированными специалистами. Для решения этой задачи в регионе апробирована уникальная технология – создание образовательных кластеров для различных отраслей: сельского хозяйства, строительства, педагогики – всего их 11. Кластеры позволяют объединить на одной площадке работодателей, руководство специализированных колледжей и представителей органов власти. При участии работодателей формируются контрольные цифры приема в профессиональные колледжи области.
Закрепить достижения при решении всех предыдущих задач поможет внедрение новой областной системы оценки качества образования. Эта система делает акцент не на применении санкций к «отстающим» учебным заведениям, а на выявлении их проблем и поиске путей их решения. Объективная система оценки качества – значимый фактор развития региональной системы образования.