Плоды оптимизации: почему губернаторы не могут решить проблемы здравоохранения


Глава Минздрава России Михаил Мурашко раскритиковал организацию работы Министерства здравоохранения Свердловской области в ходе закрытой части совещания в Екатеринбурге, сообщает «Коммерсант».

Проблема здравоохранения в Свердловской области – это проблема и главы регионального Минздрава Андрея Цветкова. Свердловской области после ухода экс-губернатора Эдуарда Росселя вообще не везет со здравоохранением. Когда был главой местного Минздрава Аркадий Белявский, в Свердловской области сразу начались проблемы с выдачей льготных лекарств. Позднее Белявский подался в бега, потому что в отношении него начались следственные действия. Когда пришел на его место Цветков, все начали говорить: «Какой профессионал!» Но у Цветкова есть одно очень нехорошее качество: у него серьезные противоречия со многими главврачами на территории. А если у него проблемы с главврачом, то больница начинает страдать. Вот это, на мой взгляд, основная видимая проблема Цветкова.

Что касается проблем в здравоохранении в целом, то это не только свердловские проблемы, а общефедеральные. Оптимизацию медицины начал не губернатор Свердловской области и не другие губернаторы, а федеральное правительство. И плоды этой оптимизации мы пожинаем сегодня.

В период пандемии у нас не хватает не только аппаратов, но и скорой помощи. Я, к примеру, вообще не понимаю, как можно отдавать на аутсорсинг водителей скорой помощи, если водитель – это член команды скорой. Так было раньше, и никогда не было проблем с тем, чтобы больного вытащить. А сейчас человек должен бегать по соседям, чтобы кто-то помог вынести больного, потому что не хватает людей в скорой. А в период пандемии увеличилась нагрузка на скорую помощь, причем в десятки раз. Вот к чему привела оптимизация медицины.

Вторая проблема, которая существует в здравоохранении, – это подбор кадров не по профессионализму, а по лояльности. А эти понятия не всегда совместимы. Менеджмент в здравоохранении – это очень специфическая область: эти специалисты постоянно «в загоне», а на них еще и вешают всех собак. И у нас назначают министра, который личный конфликт ставит выше, чем спасение больных. А ведь у лояльности есть следствие: вместо решения реальных проблем решаются проблемы взаимоотношений – управленца и главврача. То есть пандемия вскрыла системные ошибки в государственных приоритетах. И если у федералов хватит решимости эти ошибки признать и начать исправлять, то что-то может измениться к лучшему. Но пока этого не видно.

Если же оценивать губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева как антикризисного менеджера, то давайте посмотрим на его действия в период пандемии. На первом этапе, на мой взгляд, он действовал достаточно четко и в пределах разумной достаточности вводил ограничительные меры. Но в какой-то момент он перешел от реальной управленческой работы больше к пиару. Или он сам этим увлекся, или его советники, которые занимались пиаром, были посильнее тех, кто занимался реальными конкретными мероприятиями. Но в конечном итоге внешняя пропагандистская сторона перевесила реальные дела, которые сделал губернатор.

За бортом осталось очень много дел, которые можно было отметить положительно. Например, выплаты самозанятым прошли практически незаметно, но выплаты были; льготы для индивидуальных предпринимателей тоже были введены, но все это куда-то ушло. На первый план вышло то, что Куйвашев продлял режим ограничений по неделе, и народ просто переставал замечать остальные положительные моменты. То есть на первый план вышло какое-то общение Куйвашева, а экономические и управленческие меры были незаметны.

В целом губернатор Свердловской области показал себя твердым середнячком. Хотя очень много проколов с тем же самым антикризисным мероприятием по «Екатеринбург-ЭКСПО» (выставочный центр, который не слишком удачно превратили в госпиталь для больных коронавирусом – прим. ред.): бешеные деньги выделены, а где те высокотехнологичные комплексы, о которых говорили? При этом больницы заполнены. Но эта проблема несоответствия показателей регионов федеральным есть по всей стране, потому что за все мероприятия по борьбе с коронавирусом, которые проводятся в регионе, по большому счету отвечать должен Роспотребнадзор. А губернаторы лишь выполняют те рекомендации, которые дает ведомство. И здесь управленческие качества губернаторов проявились в полной мере, но не с положительной точки зрения.

Дело в том, что на сегодняшний день губернаторы, которые не являются самостоятельными региональными игроками, а зависимы от Москвы, так или иначе вынуждены лавировать между двух огней. С одной стороны, им надо решать какие-то местные проблемы, с другой стороны, им нельзя ударить в грязь лицом – нельзя выйти из общефедеральной тенденции. Вот в этом проблема в том числе и губернатора Куйвашева. А если учесть его завязку на мэра Москвы Сергея Собянина, то Куйвашев должен идти в фарватере его политики. Плюс ко всему начали развиваться противоречия между Куйвашевым и полпредом в УрФО Николаем Цукановым. Таким образом, в период пандемии Куйвашев повел себя в рамках тех полномочий и тех компетенций, которые у него на сегодняшний день есть.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: