Тыканье в Конституцию острыми палками – поправками не принесет ей дополнительной легитимности
Итоговый этап работы в Госдуме с поправкой в Конституцию (в законе юридически одна поправка), вся эта бездумная суетливость вокруг самороспуска Госдумы, обнуления президентского срока и прочее чудотворство и богохульство, по моему мнению, не способствует ни укреплению Конституции и доверия к ней, ни укреплению конституционного строя и стабильности в государстве. Каждый, видя, как происходит нынешняя история с этой конституционной поправкой, делает для себя вывод, повысится у него доверие к такому основному закону или понизится.
То, что председатель Центризбиркома назвала эту поправку винегретом, который может не нравиться в комплексном обеде, говорит о многом. Осталось, пожалуй, добавить только сакраментальное для нынешней политической жизни: «Жрите, что дают!» Вот позавчера мэр Москвы Сергей Собянин с сибирской прямотой заявил по поводу поправки в Конституцию: «Президент, которому запрещено избираться на очередной срок, сильной фигурой по определению быть не может. Запрет на выборы действующему президенту является дестабилизирующим фактором и для внутренней, и для внешней политики страны». А сам Сергей Семенович последние пару лет в Москве чувствует себя сильной фигурой или не чувствует? Напомню, что после победы на выборах 10 сентября 2018 года Собянин заявил: «Эти выборы отличаются от предыдущих прежде всего тем, что я в соответствии с федеральным законом иду на последний срок, я не имею больше права избираться мэром Москвы».
В начале 1980-х великие и незаменимые члены политбюро ЦК КПСС приблизительно так, как нынешнее элитное «политбюро» России, вели себя на олимпе власти. И поддержку невероятную, кстати, получали на выборах и иных голосованиях. Считались сильными фигурами… А страна – развалилась… История ничему не учит.
По этой теме для размышления и печальных выводов о текущем конституционном процессе еще два момента. Вспомните, сколько лет Конституции США, сколько в ней каких было поправок и мешают ли два президентских срока Соединенным Штатам быть сверхдержавой? Вспомните, как, в каких условиях принималась нынешняя Конституция в 1993-м. Ее легитимность, мягко говоря, небезупречна, поскольку принята она согласно указу президента РФ Бориса Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года, но указ тогда сразу же был признан Конституционным судом не соответствующим Конституции (Заключение Конституционного суда РФ от 21.09.1993 № З-2).
Тыканье в такую Конституцию острыми палками – поправками, засорение ее винегретами и иными посторонними субстанциями, по моему мнению, не принесет ей дополнительной легитимности, а России – дополнительной стабильности, а лишь в очередной раз проявит – и проявляет – манипулятивный, узкоэлитноориентированный характер российской политики.