Отказ оппозиции от сильных кандидатов: партии в кризисе, а население в апатии
Две парламентские партии – ЛДПР и «Справедливая Россия» – отказались выставлять на выборы губернаторов кандидатов, которые могли бы составить серьезную конкуренцию действующим главам регионов, пишет издание «Ведомости». В частности, справороссы не стали выдвигать своих представителей в Челябинской и Астраханской областях, несмотря на популярность потенциальных кандидатов – депутатов Госдумы Валерия Гартунга и Олега Шеина соответственно. А ЛДПР отказалась от участия в выборах в Забайкалье и Оренбургской области, где у партии традиционно высокая поддержка, в Волгоградской области и ряде других регионов сильных кандидатов заменили на менее известных местных политиков, а в Санкт-Петербурге кандидат от ЛДПР Олег Капитанов снялся с выборов, перейдя на работу в правительство города.
На мой взгляд, есть две причины того, что происходит. Первая – это глубокий кризис реальной политики и парламентаризма в России. У нас сейчас кризис политического диалога – какой-то нормальной общественной дискуссии, по сути, нет практически нигде, потому что нет нормального доступа к СМИ, нет действительно сильных политических партий. Почти во всех регионах, за редким исключением, население проявляет политическую апатию. Этот период, правда, заканчивается, народ потихоньку просыпается, но он еще далеко не завершился. Поэтому у партий нет опоры на политическую дискуссию широкого гражданского общества. Такого количества людей, включенных в политику, как, например, было в начале и середине 1990-х, сегодня нет. Это объективно.
Вторая причина – так называемый муниципальный фильтр. Это инструмент сохранения власти конкретной политической команды, по сути, это инструмент «Единой России». Но он работал до тех пор, пока доминирование партии власти было достаточно сильным. Сегодня это доминирование объективно разрушается, хотя в текущем выборном цикле оно еще достаточно сильно. Подтверждение этих слов мы видим, например, в том, что один из основателей «ЕР», Александр Дмитриевич Беглов, сегодня идет самовыдвиженцем. Поэтому я думаю, что муниципальный фильтр будет отменяться. Показательными здесь станут итоги муниципальных выборов, в частности, в Санкт-Петербурге. Это будет очень сильный индикатор – в зависимости от того, как проголосует Северная столица, будут приниматься системные решения. Потому что если в Петербурге оппозиция получит в муниципальных советах сколько-нибудь существенное количество голосов, например, даже 200 мест из 1,5 тысячи, то это уже будет сигналом того, что муниципальный фильтр больше не работает. Поэтому его будут отменять, а следующие циклы пойдут по другим сценариям.
Сегодня было понимание того, что в случае, если состоится выдвижение каких-то сильных кандидатов от ЛДПР или «Справедливой России» и сработает муниципальный фильтр – людей не пропустят, это может быть воспринято сторонниками партий как глубокое поражение. Видимо, поэтому и было принято решение не «вписываться» в это, не принимать участия в выборах в том формате, который позволил бы в дальнейшем использовать возможное поражение для того, чтобы занижать значение партии.
Сейчас в Санкт-Петербурге по отдельным округам дело идет к реальным судам. Могу сказать, что, например, по муниципальному округу Академическое уже сформирована позиция, готовится судебный иск. И это тоже будет определенным сигналом для власти, который показывает, что система муниципального фильтра и опоры на муниципалитеты как на некий заслон от возможных конкурентов на выборах глав регионов – это уже пройденный этап.