Праймериз московской «Единой России» не закончились, они только начались
Хотелось бы отдельно остановиться на Мосгордуме. Нынешний формат праймериз, на мой взгляд, это даже не два, а десять шагов назад по сравнению с тем, что мы видели в Москве в 2014 году. Тогда, если не ошибаюсь, большой процент москвичей пришли на открытые праймериз и была возможность выступить разным общественным организациям. В нынешних праймериз тоже участвовал ряд общественных организаций, но это была мизерная доля, и я бы, несмотря на важность тем (Герои России, многодетные матери), не сказал, что эти общественные организации имеют сильное влияние в целом во всех районах города.
Другими словами, нынешний формат праймериз был практический закрытый. Я даже пытался на каком-то этапе после регистрации получить текущую информацию. Если посмотреть на сайте предварительного голосования «Единой России» три федеральных города, которые пошли по особой схеме, то их просто оттуда убрали: ничего об этих праймериз на сайте нет. Всего четыре новости с 23 марта на сайте, коротенькие, ни о чем, поэтому ни в каких СМИ их нет. Эту тему можно продолжать. Я не критикую такой формат. «Единая Россия», как и любая другая партия, на каждом этапе конструирует то, что считает для себя выгодным.
Кстати, несправедливо было бы полагать, что праймериз проводит только «ЕР». В московской организации КПРФ тоже свои чудесные праймериз, еще более закрытые, чем у «Единой России», и ключевую роль в них, помимо общественности, мнения межрайонных партийных организаций, имеет еще так называемая кадровая партийная комиссия. Но это отдельная история.
Хотелось бы обратить внимание на те праймериз, которые проходили в 2018 году в «Яблоке». На мой взгляд, был очень хороший старт, может быть, последняя попытка партии что-то нормально сформировать: они собрали кандидатов, провели открытые дебаты. Это все можно было посмотреть, в отличие от «ЕР», в соцсетях, проголосовать и так далее. Но на выходе эти праймериз у «Яблока» превратились в ноль. Говорю об этом по той причине, что, на мой взгляд, нынешние праймериз московской «Единой России» вчера не закончились, они только начались. И если праймериз «Моя Москва» в 2014 году тоже не закончились в указанный срок, через несколько дней после этого была большая пресс-конференция, везде висели билборды с теми, кто победил. И праймериз стали нормальными, понятными и технологически, и организационно, и как сшивка всех победивших с выводом на старт выборов. Эта была нормальная схема. Правда, не совсем нормальный результат: даже если мы берем сейчас «Единую Россию», то в первую группу можно включить 12 действующих депутатов Мосгордумы, по предыдущим праймериз вошли 28 этих депутатов. То есть за это время потерялось 60 %. Это очень важный вопрос: что произошло за пять лет с Мосгордумой, с 60 % лояльного пула «ЕР», который даже на старт праймериз сейчас не стал выходить? На мой взгляд, мы потеряли Мосгордуму как городской парламент.
У «ЕР» в Москве рейтинг небольшой; практически последний рейтинг от ВЦИОМ показывает, что 22 % – «Единая Россия», 20 % – КПРФ, около 18 % – у «Справедливой России». Но мы не знаем, сколько здесь антирейтинга у каждой из партии. Я соглашусь, что непартийная составляющая будет определять, как проголосуют избиратели.
Столице нужен городской парламент, и если есть кандидат, который это поддержит, то в итоге он войдет в лояльный пул. Известная сейчас по 43-му округу кандидат Нюта Федермессер в конце прошлой недели в своем стартовом интервью сказала, что она идет в думу не для того, чтобы решать проблемы избирателей. Это плохая ситуация.