Российская цифровая экономика: как создать и развивать
Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак отметил, что «нужно закреплять приоритет отечественных решений над иностранными при создании инфраструктуры, необходимой для реализации программы «Цифровая экономика».
Во-первых, формально российские разработчики и производители товаров уже имеют преференции в случае госконтракта. Если есть отечественный аналог зарубежной продукции, то российский производитель получает преимущество. Но проблема в другом: у нас есть целые направления, которые очень серьезно зависят от внешних составляющих, например, кибербезопасность и сегменты, которые занимаются вопросами работы с сетевыми угрозами, в том числе «Касперский». Но каких-то отдельных преференций по розничным закупкам они не получают. То же самое касается сегментов, имеющих отношение к смежным составляющим. Например, у нас значительная часть госорганов сидят на Windows компании Microsoft, причем некоторые из них даже скачивают программу по серым схемам. При этом есть альтернатива – отечественный дистрибутив Linux «Ось». Эта система достаточно активно внедряется в том же Крыму. Но технологически, чтобы обеспечить такой крупный и перспективный проект, необходима большая поддержка.
Поэтому первое, с чего стоит начать, – это меры поддержки и упрощения вопросов фондирования. Это крайне важно для российского IT-сегмента. Вторая важная составляющая – это рынок. Можно сколько угодно говорить о поддержке отдельно взятых сегментов, но если сам рынок и сами компании, прежде всего государственные, которые составляют его значительную часть, не готовы работать с российскими продуктами, то это несколько ослабляет возможности для конкурентоспособности российских игроков. Более того, это делает индустрию зависимой от внешней составляющей. Например, у нас идет резкое увеличение стоимости доллара и падение рубля. В этом случае сразу ряд технологических решений становятся недоступными для отечественных компаний.
Кроме того, следом возрастает расходная часть на IT-решения. Поэтому степень локализации производства и повышение доли российских программных продуктов в общем сегменте в какой-то степени нивелируют и снижают именно валютные риски. Я уже не говорю о том, что наши зарубежные коллеги «вшивают» различные чипы в свои устройства. В США абсолютно не чураются прямых ограничений на поставки товаров отдельно взятых компаний из других стран. Например, в Америке была запрещена продукция Huawei, компании пришлось идти в ЕС, потому что, по мнению американских партнеров, китайские коллеги «вшивают» в свои программно-аппаратные решения программы, которые осуществляют слежку и передачу тех или иных данных о пользователе. Это распространенная практика. На самом деле страны занимаются протекционизмом в этом сегменте. Чтобы завезти свою технологическую продукцию в Китай, ряду компаний пришлось буквально перекроить ее внутреннюю схему работы. И это никого не смущает, разработчики идут на этот рынок и приспосабливаются к действующим правилам.
Поэтому, если мы хотим развивать собственную цифровую экономику, прежде всего нужно начинать с поддержки отечественных производителей. Этим собирается заниматься не только Российская Федерация. Вспомним последние маневры ЕС, которые буквально приговорили Google к серьезным штрафам за нарушение антимонопольного законодательства. С этой точки зрения с Турчаком можно согласиться. На региональном уровне, если обеспечить доступ к госзаказу российских программных решений, это уже серьезно повысит конкурентоспособность и эффективность российских производителей. Необходимо также, чтобы присутствовал не только один игрок на местном рынке, иначе это может привести к монополизации цены. Но в целом без поддержки именно на внутреннем рынке обеспечить экспортный потенциал будет крайне сложно.
Удержать такого рода компании в стране можно только доступом к отечественному рынку. При этом важно не просто закрываться от зарубежных производителей, иначе это приведет к неконкурентоспособности, а повышать эффективность деятельности российских IT-структур. Поэтому для развития рынка данной индустрии необходима определенная поддержка, которая выражалась бы в защите интеллектуальной собственности, в предоставлении доступа к фондированию, облегчении или поддержке доступа к рынку оплаты труда.