Проблемные выборы: что значит «черная метка» Центризбиркома
ЦИК России обозначил проблемные с точки зрения предвыборной ситуации регионы России. Это Самарская и Московская области, Марийская республика, Алтайский край, город Санкт-Петербург.
Из всех руководителей проблемных регионов, упомянутых ЦИК, двум – Воробьеву и Полтавченко – доклад главы ЦИК Эллы Памфиловой не поможет и не помешает. Подмосковье и Санкт-Петербург – регионы федерального значения. Поэтому решение по их руководителям в руках не просто федерального центра, а в руках первых лиц.
При этом понятно, что лишь президент своим указом отстраняет от должности глав регионов. Просто для некоторых фигур основанием для отставки может стать обращение представителя президента в округе помноженное на обращение Эллы Памфиловой.
Ясно, что какое-то предупреждение и возможно даже наказание будет вынесено руководителям Самарской области, республики Марий Эл, Алтайского края, поскольку их регионы уже выделены в отдельную группу. Другой вопрос, сколько в ситуации с нарушениями их вины и как они сумеют себя оправдать?
Если говорить об умении выходить сухим из воды, то, безусловно, им владеет в совершенстве самарский губернатор Николай Меркушкин. Я 15 лет за ним наблюдаю и помню, как он еще руководил республикой Мордовия – регионом не самым простым. В этой республике претензии к главе региона найдутся всегда, поскольку регион богатым не назовешь. И Меркушкин все же сумел после этого стать губернатором Самарской области.
И если мы заговорили про трудности, то для Меркушкина они сейчас связаны, прежде всего, с Самарой. Это город с самым высоким уровнем жизни в Поволжье, а чем выше уровень жизни, тем больше в действительности критических настроений по отношению к власти. Вот такой парадокс: бедность вызывает желание «похулиганить», а богатство — покритиковать. В этом смысле регион сложный, там есть кому заметить ошибки. Сам Николай Иванович Меркушкин – человек административно-управленческой логики. Психологически он готов к директивному управлению, а директивой управление помноженное на большое количество людей, которые следят за твоими ошибками, приводит к тому, что все узнают о существующих проблемах.
Что касается Марий Эл, то у губернатора Леонида Маркелова всегда были плохие отношения с местными общественными организациями. При этом Маркелов – очень жесткий управленец. У него военный подход у управлению, что в политике не всегда приемлемо. Поэтому, как все обстоит на самом деле еще нужно разобраться.
Алтайский край – регион довольно большой по площади и относительно небольшой по населению. Через него не проходят массовые дороги. То есть, если сильно захотеть, в районе можно делать все, что хочешь. Ввиду этого властям трудно уследить за делами каждого района. При этом уровень жизни на Алтае невысокий и в этих условиях стремление к социальной агрессии увеличивается. Поэтому нужно разбираться кто виноват – команда из Барнаула или районные власти, у которых свое понимание политической ситуации на местах. Вполне возможно, что виноваты и те, и другие.
Подытоживая, отмечу, что так просто доклад для руководителей Самарской области, республики Марий Эл и Алтайского края (как, впрочем, и для других нарушителей) не пройдет. Неизвестно каким будет наказание, но оценку Центризбиркома не забудут. Это слишком серьезная тема, тем более, что впереди президентские выборы.