Казань проигнорировала право на выбор граждан Российской Федерации
Глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что татарский язык в школах республики будет преподаваться как второй государственный язык, пишет «КоммерсантЪ». На его изучение школьникам выделят два часа в неделю.
Власти республики сообщили, что достигли «понимания» с федеральным центром по этому вопросу и ждут внесения изменения в российские образовательные стандарты.
Напомним, ранее президент Владимир Путин заявлял, что «заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского». Президент поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору проверить школы на добровольность изучения национальных языков. Надзорные органы стали требовать от местных школ исключения татарского языка из обязательной программы и перевода его в факультатив.
Дмитрий Михайличенко:
— У проблемы (на мой взгляд, это очень серьезная проблема) есть несколько измерений.
Политическое измерение. Казань исторически демонстрировала свою самостийность и сейчас стремится показать свою субъектность всей России. Татарстанские элиты предпочли не идти на конфликт с центром по поводу нового соглашения о разграничении полномочий, но в таких вопросах как обязательное изучение татарского языка они хотят выглядеть победителями. Это им нужно для сохранения своего имиджа и, можно сказать, лица. Думаю, прагматичная логика Кремля также предполагает компромиссы и договоренности. В вопросе изучения татарского языка они, похоже, достигнуты.
Этнокультурное измерение. Важно понимать, почему элиты в Татарстане и контрэлиты в Башкортостане выступают за сохранение обязательного изучения татарского и башкирского языков соответственно. Они обеспокоены «сужением радиуса действия» тюркских языков и переживают, прежде всего, о том, что сами татары и башкиры (особенно в мегаполисах) перестают изучать родной язык. В этом их можно понять, однако обязательность изучения, практика директивного навязывания представляется мне не подходящей и даже ущербной. Опыт Башкирии и Татарии показывает, что она вызывает ответную реакцию, еще более упорную и нежелательную для межнационального согласия.
В этом плане мне представляются эффективным инструменты мягкой силы (кулинария, игровые и интеграктивные формы вовлечение в языковую среду и др.), но только на основе принципа добровольности. В соседнем Башкортостане выступили против директивного изучения языка, но создали фонд по поддержке башкирского языка (попечительский совет фонда возглавил Р. Хамитов). Также немало делается для модернизации методик по изучению башкирского языка.
Гражданское измерение проблемы. Часто от федеральных экспертов слышу «национальные республики», «национальные республики». Хочется ответить на это: господа, посмотрите этнический состав Башкортостана и Татарстана. Это никак не национальные республики, это полинациональные республики. Не стоит игнорировать этот факт даже на уровне дискурса. Многочисленные социологические опросы и в Башкортостане и Татарстане показывают, что среди русских далеко не все считают необходимым изучать татарский и башкирский в школах. Это их право и не надо им навязывать противоположную точку зрения. Это очень важно и, на мой взгляд, очень плохо, что Казань проигнорировала это право на выбор граждан Российской Федерации.