Вместо штрафов за нарушения предприятия смогут вложиться в исправление ситуации: вызовет ли это рост экономической активности в регионах?
Минэкономразвития РФ начало реализацию инициативы использования в контрольно-надзорной деятельности нового инструмента – инвестиции вместо штрафов. Добросовестные компании смогут не платить штрафы за выявленные нарушения в ходе одного из восьми видов контроля (экологического, геологического, земельного, промышленной безопасности и др.), а вложиться в исправление ситуации.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС доктор экономических наук Владимир Климанов:
– Очевидно, что сейчас нужно стремиться практически любыми инструментами оживить инвестиционную деятельность. Она становилась прежде всего из-за высоких ставок по кредитам. Кроме того, сегодня в принципе достаточно много разных факторов неопределенности, которые вызывают опасения у потенциальных инвесторов. В этой связи снятие различного рода ограничений или даже искусственное стимулирование инвестиционной деятельности крайне необходимо. Иначе достижение технологического лидерства будет невозможным.
Директор Института нового общества Василий Колташов:
– Если компании начнут больше инвестировать и это будет избавлять их от какой-то дополнительной серьезной ответственности перед государством, то это может дать стимул для экономического роста, поскольку неправильно его сводить исключительно к цене кредита. Есть внутренние источники, есть капиталы. Но предприятиям очень сложно инвестировать, если они не чувствуют, что правительство гарантирует экономический подъем. Его необходимо именно гарантировать и продемонстрировать. И это ключевое условие для эффективной работы нового механизма.
Публицист, основатель Telegram-каналов «Толкователь» и Proeconomics Павел Пряников:
– Инициатива хорошая. Штраф компания должна выплатить сразу единой суммой. Мало кто, скорее всего, в рассрочку даст его выплачивать. А инвестиции – это всегда на длительный срок. Правда, тут надо смотреть техрегламент, который министерство внедрит. Штрафы просто растворяются где-то в бюджете и не несут никакой пользы для конкретных предприятий и людей, проживающих в регионе. Главное, чтобы технический регламент подразумевал, что инвестировать нужно именно в месте нарушения, на территории этого субъекта. А то какая-нибудь крупная компания с объектами по всей стране нарушила экологическое законодательство, например, в Пермском крае или Коми, а проинвестировала свои платформы в другом месте. Нет, инвестировать нужно именно в регион, где совершено правонарушение.
Доцент кафедры оценочной деятельности и корпоративных финансов Университета «Синергия» Юлия Шиханова:
– Бесконечные проверки и штрафы могут привести к массовой ликвидации компаний. Нововведение должно уменьшить риски для предприятий в регионах, сделать их положение более устойчивым и, следовательно, снизить риск возникновения социальной нестабильности. Конечно, для этого необходимо создать благоприятный инвестиционный климат и реализовать стратегию распределения рисков, с помощью чего компании могут повысить эффективность деятельности. В противном случае инвестиции могут не дать желаемых результатов. Таким образом, направленные на модернизацию, повышение безопасности оборудования и развитие высокотехнологичных отраслей инвестиции являются одним из инструментов для роста устойчивости регионального бизнеса через механизмы государственного контроля и взаимодействия с субъектами.
