За последние полтора десятилетия в Москве произошла настоящая транспортная революция
![Выступая с ежегодным отчетом в Мосгордуме, мэр столицы Сергей Собянин рассказал, что в Москве за последние 15 лет сформирован мощный транспортный каркас. Сегодня он включает 443 станции метро, МЦК, МЦД, а также Московский скоростной диаметр, другие хордовые трассы и вылетные магистрали. За годы руководства Сергея Собянина Москвой произошла настоящая транспортная революция. В начале 2010-х столица имела большие шансы распасться на фрагменты. Город представлял бы собой конгломерат районов, в которые приходилось бы путешествовать с ночевкой. Во-первых, за полтора десятилетия революционное изменение […]](https://regcomment.ru/wp-content/uploads/2021/04/Mihail_Blinkin_2-360x271.jpg)
Выступая с ежегодным отчетом в Мосгордуме, мэр столицы Сергей Собянин рассказал, что в Москве за последние 15 лет сформирован мощный транспортный каркас. Сегодня он включает 443 станции метро, МЦК, МЦД, а также Московский скоростной диаметр, другие хордовые трассы и вылетные магистрали.
За годы руководства Сергея Собянина Москвой произошла настоящая транспортная революция. В начале 2010-х столица имела большие шансы распасться на фрагменты. Город представлял бы собой конгломерат районов, в которые приходилось бы путешествовать с ночевкой.
Во-первых, за полтора десятилетия революционное изменение претерпела «рельсовая триада». Первое – это электрички городского и пригородного сообщения, введенные прямо в тело города. Это началось с Московского центрального кольца (МЦК), а продолжилось формированием Московских центральных диаметров. Данные идеи обсуждались отечественными и зарубежными транспортными урбанистами в 1970–1980-е, а впервые были реализованы в Париже. Москва это сделала с некоторым опозданием, но очень здорово.
Второй компонент «рельсовой триады» – Московский метрополитен. Таких темпов его развития до Собянина не было. Главное, что не просто добавились линии станций, а что стала разнообразнее топологическая конфигурация. До определенного времени все перемещения москвичей происходили буквой «П» или «Л» – до Центрального пересадочного узла. Даже если людям не нужно было ехать в центр, то другого способа добраться с юго-запада на северо-восток не было. С появлением большого кольца метрополитена, включением МЦК в систему метро горожане стали меньше времени проводить в дороге.
И о третьей составляющей триады. В Москве с 1991 до 2011 года закатали в асфальт треть трамвайных путей. Потом столица восстановила рельсовую сеть и радикально ее обновила. Важно, что трамвайные пути стали обособленными, что позволяет не стоять в пробках. Кроме рельсов, обновили и подвижной состав.
Во-вторых – дорожная сеть. Время, когда столица адаптировались к массовой автомобилизации, пришлось на советскую эпоху. Расчеты велись исходя из нормы 60 автомобилей на 1 тыс. жителей. Сегодня на это же количество человек приходится 500 автомобилей. К этому надо было как-то адаптироваться, до конца эта задача, к сожалению, не решена. Но все, что можно было сделать в рамках хороших возможностей московского бюджета и в рамках того, что умеет современная проектная и планировочная практика, было сделано на пятерку.
Транспортные услуги в Москве стремительно цифровизируются. Самое простое – это сервис вызова такси или мобильные приложения, которые позволяют узнать, когда придет автобус. Московский центр управления метрополитеном уже сравним с центром управления космическими полетами, и развитие будет продолжаться. У людей сформировались привычки, у бизнеса есть технические предложения, а в правительстве Москвы – отчетливое понимание, что этими предложениями надо пользоваться.
В советские времена насчитывалось 18 тыс. автомобилей такси. Их останавливали ладошкой на тротуаре или долго дозванивались в диспетчерскую, чтобы заказать авто до аэропорта. Сейчас в Москве более 200 тыс. такси. Их пассажирооборот сравним с тем, что делают все московские трамваи. Это гигантская работа. Традиционная транспортная услуга получила цифровую оболочку и стала чрезвычайно удобной. Однако Москва – сложный город, поэтому даже при условии существования всего положительного, есть много проблем. Так что есть и над чем работать.
