В ситуации с искитимскими медиками губернатор Травников может избежать репутационных потерь, перехватив повестку


Медики Искитимской ЦРБ Новосибирской области записали обращение в правоохранительные органы и к губернатору, в котором пожаловались на условия труда. Так, у них снизились зарплаты. При этом сотрудникам самим приходится покупать лекарства и расходные материалы, которых не хватает. Персонал стал увольняться. С врачами встретился областной министр здравоохранения, в регионе создали рабочую группу, которая будет разбираться в вопросе. На жалобы врачей отреагировали и в Следственном комитете: глава СКР Александр Бастрыкин поручил представить доклад о нарушениях в медицинском учреждении.

Проблема системная, но очевидно, что в Искитиме критическая масса оказалась выше, чем в других медучреждениях региона. Корень всех сложностей кроется в двух факторах: это бюрократическая эквилибристика с цифрами, когда рисуются отчеты по средним зарплатам, а бюджет учреждения сокращается, снимаются дополнительные выплаты, «голый» оклад оказывается унизительно низким. Второе – это кредиторская задолженность медучреждений, которая автоматически ведет к дефициту лекарств и расходников.

Реакция региональных властей пока выглядит как типичный пример ручного управления. Визит министра – это демонстративный жест, задача которого – погасить эмоциональную волну, дать публичные обещания и перевести конфликт в конструктивное, но по факту бюрократическое русло: создать комиссию, проверить бухгалтерию и т. д. Однако есть большие сомнения, что рассуждения замминистра о текучке и токсичности коллективов дадут необходимый эмоционально-терапевтический эффект. Кроме того, опасность такой тактики в том, что она не создает денег. Министр может пообещать разобраться, но если тарифы не покрывают расходы больницы, то ситуация повторится. Власти пытаются лечить симптомы, а не болезнь. То есть недофинансирование и неэффективный менеджмент на местах.

Потенциал массового недовольства здесь, безусловно, высокий. Здравоохранение в России – это вообще серьезный социальный триггер, очень чувствительный, а сами врачи – лидеры мнений в своих сообществах. Когда доктор говорит пациенту: «Меня лишили зарплаты, и мне нечем вас лечить», пациент обвинит все-таки не главврача, а власть целиком. Для губернатора здесь три главных риска: Кремль оценивает глав регионов не только по экономике, но и по социальному самочувствию. Скандалы с зарплатами бюджетников – это «красная карточка». Работает и накопительный эффект: Новосибирская область в последнее время нередко появляется в федеральных новостях в негативном ключе (коммунальные аварии, концессионные скандалы, теперь медицина). Ну и, наконец, любая такая ситуация может использоваться оппонентами для раскачивания лодки.

Выигрышной стратегией для губернатора может стать сценарий перехвата повестки. Если Андрей Травников сейчас займет выжидательную позицию и будет просто наблюдать за работой следователей, он автоматически окажется в роли обороняющегося, а это слабая позиция. Однако если глава региона сам инициирует тотальную ревизию всех ЦРБ области, то он перехватывает инициативу. Сейчас недовольство людей направлено на абстрактную «власть». Губернатору выгодно персонализировать этот негатив, спустив его на уровень конкретных исполнителей. Показательные увольнения или жесткие выговоры удовлетворят запрос общества на справедливость и позволят минимизировать риски для первого лица региона. К тому же это демонстрация субъектности перед Москвой. Для федерального центра ведь важен не сам факт отсутствия проблем – проблемы есть у всех, а способность главы региона самостоятельно купировать кризисы.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: