Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти во вре­мя за­се­да­ния пра­ви­тель­ства пред­ста­вил ко­ман­де но­во­го пер­во­го замм­э­ра Са­ма­ры Ива­на Нос­ко­ва, по­ки­нув­ше­го на про­шлой неде­ле пост гла­вы Дзер­жин­ска. Фе­до­ри­щев от­ме­тил, что в го­ро­де на­ко­пи­лось мно­го про­блем, а опыт Нос­ко­ва по­мо­жет в их ре­ше­нии и в раз­ви­тии Са­ма­ры. Пред­по­ла­га­ет­ся, что уже к кон­цу ок­тяб­ря – на­ча­лу но­яб­ря он мо­жет воз­гла­вить го­род вме­сто Еле­ны Ла­пуш­ки­ной. Кро­ме того, на со­ве­ща­нии гу­бер­на­тор анон­си­ро­вал пе­ре­ход сто­ли­цы ре­ги­о­на на од­но­уров­не­вую мо­дель му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния, на­звав двух­уров­не­вую неэф­фек­тив­ной.

По российскому законодательству человек из любого региона может быть подобран в качестве кандидата на должность мэра (главы муниципального образования), в том числе Самары. Отбирать претендентов предстоит соответствующей конкурсной комиссии.

С другой стороны, ситуация преподносится так, будто экс-глава Дзержинска Иван Носков уже глава Самары. Но все может измениться даже на стадии, когда будут обсуждать и оценивать программы, которые представят кандидаты. Кто-то может снять свою кандидатуру, в том числе и Носков.

Для Самарской области в целом такой подход к ротации, когда на должность приходит «варяг», может быть полезным, перспективным для управления, а если это все совпадет с профессиональными качествами соответствующего руководителя – будет оптимальным вариантом. 

Причины ухода (если он состоится) с поста главы Самары Елены Лапушкиной известны только ей и тем, кто причастен к принятию соответствующего решения. Но, возможно, в данном случае надо создать свободное пространство для маневра по управлению делами области в целом. Самара составляет практически одну треть всей области по населению. Подобный маневр был совершен и в Тольятти, где глава города тоже ушел в отставку. Это решение наверняка связано с необходимостью оптимизации механизмов управления общими делами. С этой точки зрения такие решения могут быть приняты как обоснованные, правильные и перспективные. Перспективные и в том плане, что Елена Лапушкина еще достаточно молода и будет востребована благодаря своему профессиональному опыту. У нее есть возможность реализоваться в любом направлении.

У Носкова есть приличный опыт работы в Нижегородской области – опыт управления развитым в промышленном и научно-образовательном отношении городом Дзержинском. Уже в ближайшее время он определится с идеологией своего пребывания пока в качестве первого заместителя, а потом может претендовать на должность главы Самары. Но еще важно, чтобы местные группы влияния с пониманием отнеслись к такому развитию управленческой ситуации. 

Что касается перехода на одноуровневую систему муниципального управления, то я сторонник того, чтобы самоуправление было реальным. Это значит, что у него должны быть соответствующие полномочия, вопросы ведения и адекватная обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами. Кроме того, надо воспитывать в людях стремление участвовать в этом самоуправлении. А тогда оно должно быть с правом решать что-то – и это бы вовлекало население в систему. Были факты, когда избрали по новой системе разных глав на низовом уровне, а они массово стали отказываться от работы, потому что ничего не могут сделать – у них нет ресурсов.

Крупные городские округа, особенно административные центры и столицы субъектов Федерации, и муниципальные районы надо сделать третьим уровнем государственной власти. А в поселениях не очень крупных, с более ограниченными целями и задачами, население может быть самоуправляющимся в единой системе публичной власти. 

Когда принималось решение о создании двух уровней самоуправления в Самаре – городской округ и девять внутригородских муниципальных районов внутри него, – ставилась цель приблизить местное самоуправление к населению, к конкретным жителям, имеющим свои интересы в рамках общности, объединенной целями, задачами, условиями жизни и так далее. Но практика показала, что движение в этом направлении не было должным образом обеспечено прежде всего финансовыми ресурсами при наличии кадрового потенциала.

В любом случае если возвратятся к прежней системе городского управления (здесь должно быть политическое решение – юридические возможности имеются), то она должна быть гармонизирована так, чтобы и государство имело возможность опираться на муниципальные образования, и население в любом случае имело возможность внедряться во все формы самоуправленческого процесса. Самоуправление должно совершенствоваться, чтобы население реально участвовало в нем.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: