В Пермском крае идет процесс сверхцентрализации власти
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин намерен забрать на уровень региона градостроительные полномочия у мэрий Добрянки, Краснокамска и Пермского муниципального округа (Пермского района). Соответствующий законопроект он внес в краевой парламент, сообщает URA.RU. Ранее на краевой уровень перешел ряд полномочий мэрии Перми.
Каких-либо публичных нареканий со стороны губернатора в адрес глав муниципалитетов, по которым сейчас планируется изъять часть полномочий на уровень края, за последнее время не звучало – ни в пабликах, ни в кулуарах. Ситуацию стоит рассматривать не ситуативно, связывая с нареканиями, а в общем, поскольку передача полномочий – это проект, часть муниципальной реформы, который после Перми масштабируется на другие муниципалитеты края. Программа будет распространяться на весь регион вне зависимости от качества работы глав муниципалитетов. В крае создается суперминистерство, которым планируется заменить муниципальные органы управления. Происходит процесс сверхцентрализации. У губернатора есть опасения, что муниципалитеты не обладают нужными компетенциями. С одной стороны, это решение понятно: профессиональные кадры утекают в региональный центр, в муниципалитетах их остается все меньше, при этом законодательство все больше усложняется. С другой стороны, когда полномочия перетаскиваются в региональные министерства, то это еще больше ускоряет процесс деградации муниципальных органов власти. Считаю, что здесь нет правильного решения, есть общая проблема деградации муниципальной власти.
Муниципальные власти потеряли собственную субъектность. Существует множество механизмов, каким образом принудить, заставить, внушить им, что от них требуется, поэтому передача полномочий на краевой уровень пройдет достаточно спокойно, никаких всплесков недовольства или сопротивления на местах не возникнет – некому сопротивляться.
Что касается прежнего опыта, результатов на примере Перми, то стоит отметить два момента. Если говорить о девелоперах, вопросах землепользования и разрешении на строительство, то после передачи полномочий на уровень края власти не заинтересованы в быстром решении вопроса, связанного со строительством. Пусть даже работа со стороны краевых властей ведется более качественно, девелоперы относятся к ситуации скептически.
Второй момент – оценки эффективности решения о передаче полномочий муниципалитета краю в целом просто нет. Я не слышал ни одного кейса, где какое-то решение региональной власти было бы оценено и проанализировано с точки зрения его эффективности и выполнения каких-то KPI.