«РЕЙТИНГ-2016»: осенние тренды федерального публичного политического поля

/

Фонд ИСЭПИ представляет второй выпуск «Рейтинга-2016» — рейтинга перспективных публичных политиков с прицелом на выборы в Госдуму 2016 года. Результаты нового исследования, зафиксировавшего активность публичных политиков и ее качество за период с конца сентября по середину ноября, структурно и содержательно заметно отличаются от результатов стартового выпуска. Они отражают объективные изменения пространства федеральной публичной политики в поствыборный период. 

Единый день голосования, проходящий раз в году, обычно является пиковой точкой общественно-политической активности в регионах и наиболее действенным замером эффективности публичных политиков. Деятельность федеральных политиков по решению повседневных социально-экономических вопросов в это время, как правило, находится в тени региональных избирательных кампаний. Наоборот, политическая жизнь в октябре-ноябре гораздо меньше подвержена влиянию ситуативного электорального фактора. Партии и кандидаты анализируют итоги и уроки завершившихся выборов, а время включаться в новые избирательные кампании еще не наступило. Победители выборов встраиваются в текущую, не всегда яркую повестку. Неудачники определяются с дальнейшей стратегией и на время вовсе выпадают из публичного поля.

Осенью фокус публичной политической конкуренции смещается на вопросы принятия бюджетов и социально-экономических программ, работы коммунальных и инфраструктурных служб, качества реализации социальной политики. От политиков требуется реагировать на некоторый рост социального беспокойства, традиционный для осенне-зимнего периода и связанный с осмыслением населением сезонного удорожания жизни и потребительских ожиданий на следующий год. Здесь возмутители электоральной стабильности уступают публичную инициативу действующим политикам и общественным деятелям, вовлеченными в процессы профессионального обсуждения и решения социально-экономических проблем.

Политическая осень после 14 сентября: особенности структурирования федерального поля публичной политики

Вследствие указанных особенностей во втором выпуске рейтинга появилось много новых лиц (29 человек). Такой масштаб обновления нетипичен для повседневной политической жизни за рамками электорального цикла, но ожидался авторами «Рейтинга-2016» именно в этом, первом поствыборном периоде. Даже половина успешных участников сентябрьских электоральных баталий спустилась вниз на одну, а то и две (в «стабильные») категории. Последнее затронуло и некоторых «лидеров» сентября – новое лицо столичного парламента Алексея Шапошникова, якутского политика Эрнста Березкина. Участники выборов, довольствовавшиеся лишь ситуативными удачами (вроде лидеров непарламентских партий, красноярского депутата Ивана Серебрякова или нового лица «Родины» в столице Андрея Шибаева), переместились в нижнюю часть рейтинга либо вовсе выпали за пределы первой сотни, недобрав экспертных баллов для повторного включения в топ-100.

В ноябрьском топ-100 заметно преобладание политиков с положительным качеством влияния. Список явных аутсайдеров в составе первой сотни сократился с 10 до 6 человек, а «на спаде» остались 11 политиков вместо 20. Число политиков в «растущих» категориях («лидеры» и «на подъеме») в соответствии с полученными ими экспертными баллами, наоборот, возросло с 30 до 45 человек.

Основного прироста позиций в новом «Рейтинге-2016» – и по количеству представителей, и по оценкам экспертами их перспектив – добилась категория «общественников». В октябре-ноябре на публичную федеральную политику заметно повлияла работа Общественной палаты РФ, встреча главы государства с членами Совета при Президенте РФ по правам человека, образовательный форум ОНФ, смена лидеров основных бизнес-ассоциаций и их деятельное подключение к законотворческому процессу. Как следствие, число общественников во втором выпуске выросло с 14 до 20, ноябрьский рейтинг возглавила глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, сразу 7 общественных деятелей вошли в десятку «лидеров» (в предыдущем рейтинге – лишь 2) и в целом 12 оказались в «растущих» категориях (против 10 в сентябре).

Представительство в топ-100 федеральных парламентариев формально уменьшилось (с 59 до 53). Но в основном это произошло за счет резкого снижения активности тех из них, кто крайне слабо выступил на выборах, и уже находился в сентябре в нижнем полюсе сотни – в ноябрьском рейтинге их заменили коллеги по Госдуме и Совету Федерации, которые ведут содержательную политическую деятельность без строгой привязки к выборам. В итоге совокупное качество парламентского представительства в топ-100 ноября заметно возросло. Если в сентябре в «растущих» категориях («лидеры» и «на подъеме» — суммарно 30 позиций) находились 8 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то в ноябре за счет полученных действующими парламентариями экспертных баллов численность «растущих» категорий возросла до 45 позиций, а депутаты и сенаторы заняли более половины этих мест (24).

Присутствие региональных политиков в количественном отношении почти не изменилось (20 в сентябре, 21 в ноябре), но заметно ухудшилось его качество. Яркие участники выборов из регионов не смогли сохранить политическую инициативу и удержать внимание экспертов по окончании избирательных кампаний. В сентябре из 20 «регионалов» более половины (12) находились в верхних категориях, в том числе 5 – сразу в десятке «лидеров». В ноябре из 21 представителя регионов лишь один сохранил место в числе «лидеров» (действующий в поле федеральной, а не городской политики ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов — №7), а всего в «растущих» категориях значатся только 9 человек.

Категория «аутсайдеров» показала свою прогностическую ценность. Среди 10 фигур, которых по итогам августа-сентября эксперты поставили на вылет из федеральной политики, 6 человек осенью действительно выбыли из нее. Вовсе свернули политическую деятельность Михаил Маргелов, Максим Кац, Илья Пономарев (внутри России) и Алексей Митрофанов, взяли глубокую политическую паузу Павел Дорохин и Михаил Вышегородцев. Еще один прошлый «аутсайдер», лидер «Яблока» Сергей Митрохин, по мнению экспертов, продолжает балансировать на грани ухода с федеральной политической арены (№97), в отличие от самой партии. Однако обратные примеры «эсера» Оксаны Дмитриевой и «единоросса» Виктора Кидяева показывают, что «аутсайдеры» отдельно взятого периода могут покидать опасную зону и менять экспертное мнение о своих перспективах благодаря изменению содержания активности (оба поднялись в «стабильную» категорию – №73 и №78 соответственно).

Социальное добровольчество – козырная карта кандидатов-2016

В ноябрьском рейтинге выделяется группа общественных деятелей, которых объединяет работа по развитию волонтерского движения и социальной благотворительности. Реализация конкретных гуманитарных проектов для решения проблем обычных граждан далеко не так заметна для СМИ, как работа политиков традиционного типа и «думских трибунов», но вызывает гораздо больший отклик и признание в обществе, которое за много лет консервации основных спикеров федерального парламентского и оппозиционного поля разочаровалось в «профессиональных политиках».

Лидер ноября Елизавета Глинка (№1), оказавшиеся на ведущих позициях новички рейтинга Захар Прилепин (№8), Яна Лантратова (№20) и Диана Гурцкая (№22), сохранившие место в сотне за счет активной, хотя и не очень публичной работы в регионах Вячеслав Бочаров (№59) и Ксения Разуваева (№71) – яркие представители этой категории общественных деятелей. У них сегодня нет явно выраженных политических амбиций, и часто они вовсе сторонятся публичной политики, участия в жизни партий и выборах. Однако их повседневная активность в гуманитарной сфере и ее признание обществом в любом случае создает новую политическую моду, которой неизбежно будут стремиться следовать кандидаты на выборах разных уровней. Поэтому наиболее успешные «социальные общественники» уже сейчас, за 2 года до думской кампании, превращаются в лидеров мнений для разных групп граждан независимо от идеологических предпочтений, и за поддержку с их стороны в 2016 году будут бороться все амбициозные партии и политики.

Мода эта вполне способна оказаться долгоиграющей. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов сегодня федеральные власти вновь стремятся развивать социальное предпринимательство, создавать для него налоговые стимулы (о чем неоднократно шла речь в Посланиях Президента Владимира Путина) и увеличивать число категорий НКО, деятельность которых относится к социально ориентированной и получает приоритетную поддержку на разных уровнях. В первую очередь на реализацию социально значимых и волонтерских проектов направляются президентские гранты для НКО, объем которых в бюджете 2015-2017 годов практически удвоится. Наконец, опыт кризиса 2008-2009 годов показывает, что стагнация в реальном и потребительском секторе экономики и трудности трудоустройства молодежи в этот период делают переход в сферу социального предпринимательства и добровольчества привлекательным для активной части среднего класса и молодежи.

Спрос на общественников-профессионалов

Результаты двух выпусков «Рейтинга-2016» позволяют говорить еще об одной значимой тенденции обновления поля публичной политики к 2016 году. Начинает приносить практические результаты работа власти по формированию новых и перезагрузке действовавших общественных структур и движений, призванных наладить реальный, не имитационный диалог с различными профессиональными группами в Центре и регионах по вопросам социально-экономической политики и общественной жизни. Показательно сохранение в тройке «лидеров» секретаря Общественной палаты РФ нового созыва и одновременно сопредседателя ОНФ Александра Бречалова (№3), символизирующего сразу два ключевых общественных института.

До уровня десятки «лидеров» поднялась в ноябре организатор образовательного форума ОНФ и член ОП РФ Любовь Духанина (№4). Благодаря активности по линии ОНФ в регионах, во второй выпуск рейтинга вошли такие новички, как депутат ЗС Свердловской области Евгений Артюх (№30), глава «Ассоциации в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии» из Псковской области Андрей Царев (№36), лидер общественной программы «Тетрадка дружбы» из Пермского края Юлия Новоселова (№61).

Осенью одним из центров профессиональной общественной экспертизы и реального влияния на вырабатываемые правительством и Госдумой решения стала Общественная палата РФ. Проведение на ее площадке полноценных «нулевых чтений» по актуальным законопроектам социально-экономического и налогового характера (о создании территорий опережающего развития, о муниципальных сборах для бизнеса, о налоговых каникулах для малых предпринимателей и пр.) обусловило попадание в рейтинг новичка, главы комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрия Сазонова (№70) и сохранение позиций в рейтинге главы аппарата ОП РФ Сергея Смирнова (№55). Но на фоне перехода ОП РФ к менее политизированной и более профессиональной работе эксперты отмечают расхождение нового имиджа палаты со стилем публичной активности отдельных ее представителей.

Ярким и результативным оказался дебют в политических баталиях осени новых лидеров бизнес-ассоциаций – Александра Калинина из «Опоры России» (№9) и Алексея Репика из «Деловой России» (№17). Им удалось одержать промежуточную победу в резонансной политической схватке с признанным парламентскими лоббистами (Андрей Макаров — №39) и финансовым блоком правительства РФ по поводу законопроекта о муниципальных сборах. Благодаря их аргументированной активности на разных политических площадках, по состоянию на середину ноября им удалось предотвратить его форсированное принятие в исходном виде, неприемлемом для малого бизнеса. А в разносторонней политической активности бизнес-омбудсмена Бориса Титова (№10), вернувшегося на должность сопредседателя «Деловой России» и отметившегося целой серией программных инициатив, некоторые эксперты видят перспективы разрешения извечного больного вопроса российской политики – идейной реанимации праволиберальных политических сил к очередным думским выборам.

Стоит отметить и подъем в десятку «лидеров» еще одного общественного деятеля с безупречной профессиональной репутацией – уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой (№5). Она не только открыто поднимает острые для власти социальные и политические проблемы, но и добивается поддержки от власти даже в тех вопросах, которые скептики считают заведомо предрешенными (суд по иску Минюста о ликвидации общества «Мемориал»).

Парламентские лидеры: реакция на приоритеты и вызовы социально-экономической политики

Серьезный прирост доли парламентских политиков в верхней половине рейтинга обусловлен насыщенностью думской повестки прошедших полутора месяцев конкретными достижениями и электорально выигрышными инициативами.

В этот промежуток времени уместилась работа Госдумы над проектом бюджета в двух основных чтениях. Несмотря на жесткую позицию правительства об отсутствии резервов для увеличения расходной части и даже угрозу подготовки неофициального «стрессового» варианта бюджета, депутатам (в первую очередь, от «Единой России») все же удалось добиться внесения социально ориентированных поправок и принять закон, расширяющий сферу парламентского контроля за исполнительной властью. Как следствие, повышение в рейтинге по критерию эффективности политической работы получили основные участники бюджетного процесса из числа депутатов Госдумы – Владимир Васильев (№23), Ольга Тимофеева (№31), Елена Мизулина (№37), новые участники рейтинга Владимир Гутенев (№40) и Салия Мурзабаева (№58). Благодаря традиционной роли спикера от партии по бюджету, частично восстановила свои позиции в рейтинге и «эсер» Оксана Дмитриева (№73).

Главный организатор думского бюджетного процесса и лоббист усиления веса нижней палаты в диалоге с правительством Андрей Макаров (№39) тоже поднялся вверх на одну категорию. Однако его прорыв в верхнюю часть рейтинга мог бы оказаться куда более заметным, если бы в попытке максимизации доходов крупных регионов он не пошел по тому же пути внесения ключевых налоговых поправок без предварительного обсуждения, за который сам ранее неоднократно критиковал правительство. В итоге был спровоцирован политический конфликт со всеми оппозиционными фракциями, малым и средним бизнесом и даже рядом комитетов Госдумы, подконтрольных «Единой России».

Наоборот, в тройку лидеров периода вошла Ольга Баталина (№2). Она не только отстояла явно выраженный «демографический» профиль социальных статей бюджета, но и получила за эффективную работу в комитете по защите семьи, детства и материнства руководство более статусным и социально значимым комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Другой магистральной темой периода для Госдумы, повлиявшей на динамику позиций в рейтинге, оказалась «деофшоризация». Депутатский законопроект, который помог руководству правительства РФ вывести исполнение поручения Президента из тупика внутриправительственных согласований и сорвал планы лоббистов крупного бизнеса отложить начало действия новых налоговых правил еще на год, может считаться своеобразным знаком перспективности тех или иных парламентских политиков, которые были включены фракциями в состав его соавторов. Если от «Единой России» законопроект ожидаемо внесли два парламентских лидера – Сергей Неверов (№11) и Владимир Васильев (№23), то от других фракций на теме «деофшоризации» выиграли депутаты второго ряда – «эсеры» Михаил Емельянов (№15) и Михаил Сердюк (№48), либерал-демократ Александр Курдюмов (№54, реабилитация после провала на выборах губернатора Нижегородской области и низкого места в прошлом рейтинге).

В федеральную повестку вернулась тема противодействия распространению наркотиков и новых наркосодержащих смесей – одна из социологически значимых проблем для населения в регионах. Внесение Президентом в Госдуму законопроекта по этому вопросу уже частично обусловило подъем позиций в рейтинге омбудсмена Эллы Памфиловой (№5), «единоросса» Ирины Яровой (№13) и «эсера» Олега Нилова (№18) и, безусловно, повлияет на повестку публичной активности депутатов в будущем, во время принятия документа.

Экспертами ноябрьского рейтинга оказался отмечен и своего рода осенний «профсоюзный призыв» в Госдуме. Главный коммуникатор между парламентом и официальным профсоюзным движением в России Андрей Исаев (№6) избран на должность вице-спикера, которая позволит ему вернуться в число наиболее активных публичных парламентских политиков, даже после ухода из руководства ключевого «профсоюзного» комитета. Новым депутатом Госдумы, которому эксперты не отказывают в перспективе сохранения депутатского мандата и после 2016 года, стал лидер другого ведущего профсоюзного объединения «Соцпроф» Сергей Вострецов (№41). С учетом прогнозов развития макроэкономической ситуации и обстановки в реальном секторе промышленности «профсоюзный актив» нижней палаты может надолго сохраниться в федеральном поле публичной политики.

Наконец, федеральные парламентарии и общественники осенью активнее региональных политиков работают с текущими социальными рисками, связанными с процессами реорганизации социальной сферы в регионах. Депутаты от ЛДПР Сергей Калашников (№25) и КПРФ Олег Смолин (№34), новый сенатор Владимир Круглый (№44), члены ОП РФ Сергей Багненко (№19), Диана Гурцкая (№22) и Эдуард Гаврилов (№50) – все они не просто отреагировали на протестный фон в регионах и особенно в Москве вокруг реорганизации коррекционных школ, оптимизации медучреждений и медработников, проблемы функционирования служб «Скорой помощи», но и занялись проработкой предметных мер по снижению социальных издержек реформ. Наоборот, в той же Москве новые политики регионального масштаба – спикер Мосгордумы Алексей Шапошников (№65), коммунист Леонид Зюганов (№77) или депутат от профильного медицинского сообщества Вера Шастина (№81) – пока избегают обращаться к этим темам, и это тоже влияет на динамику их позиций в рейтинге.

Думские перспективы муниципальных лидеров

Произошел некоторый прирост представительства в рейтинге мэров крупных городов, имеющих за спиной опыт победы на прямых выборах и оказавшихся в зоне неопределенности в ходе муниципальной реформы в своих регионах. Принимаемые властями этих регионов решения о переходе к схеме с назначением глав муниципальных администраций по конкурсу, из числа профессиональных хозяйственников, делает естественной стратегией развития публичной политической карьеры таких муниципальных лидеров переход из региона в Госдуму по одномандатному округу в 2016 году или в Совет Федерации в составе «сенаторской тройки» от губернатора (случай Дмитрия Азарова, второй выпуск находящегося в группе наиболее перспективных политиков — №12).

Однако, как показывают противоречивые оценки экспертами перспектив мэра Тольятти Сергея Андреева (№87), мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана (№92) и мэра Архангельска Виктора Павленко (№99), некоторые из прежде популярных мэров рискуют не удержать свой публичный потенциал до выборов в Госдуму как из-за объективных проблем в хозяйственной деятельности в непростой бюджетной ситуации, так и в ходе затяжных политических конфликтов с региональной элитой. Новые системы политической организации МСУ в регионах должны быть утверждены до конца ноября, после чего начнет постепенно меняться и персональный состав корпуса муниципальных руководителей. Поэтому в ближайшие месяцы в поле зрения экспертов «Рейтинга-2016» в качестве потенциальных участников думской кампании могут попадать и другие яркие муниципальные лидеры.

Фонд ИСЭПИ представляет второй выпуск «Рейтинга-2016» — рейтинга перспективных публичных политиков с прицелом на выборы в Госдуму 2016 года.

В исследовании на регулярной основе оценивается активность и эффективность публичных общественно-политических деятелей, которые рассматриваются как перспективные политики для участия в выборах в Госдуму по округам или авторитет которых способен оказать решающее влияние на выступление политических партий.

Новый выпуск рейтинга охватывает период с конца сентября по середину ноября, т.е. первый поствыборный цикл политической активности. Исходная выборка ноябрьского рейтинга включила в себя более 250 фигур федеральной и региональной политики. На ее основе, по результатам экспертного опроса и количественной оценки, сформирован топ-100 перспективных политиков ноября.

Тройку лидеров нового рейтинга составили глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, новый руководитель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина, секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов.

Также в десятке лидеров – член Общественной палаты РФ Любовь Духанина, Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, новый вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, ректор «Высшей школы экономики» и депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов, писатель Захар Прилепин, новый руководитель «Опоры России» Александр Калинин, Уполномоченный по правам предпринимателей в РФ Борис Титов. Еще 35 федеральных и региональных общественно-политических деятелей значимо укрепили позиции и отмечены экспертами «На подъеме».

Шестью «аутсайдерами» второго выпуска, которые, по мнению экспертов рейтинга, серьезно осложнили себе перспективы продолжения политической карьеры в 2016 году, стали: депутат ЗС Кировской области и секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Василий Сураев, экс-член Совета Федерации Владимир Плотников, лидер «Яблока» Сергей Митрохин, депутат Госдумы Дмитрий Гудков, мэр Архангельска Виктор Павленко, депутат Госдумы Николай Паршин. Еще 11 политиков, по мнению экспертов, находятся «На спаде» активности и эффективности.

Основными событиями октября-ноября, предопределившими состав и позиции номинантов топ-100 второго выпуска «Рейтинга-2016», стали:

встреча Президента РФ с членами Совета по правам человека, активная работа правозащитного сообщества по защите социальных прав граждан и развитию социального добровольчества;

рассмотрение Госдумой проекта бюджета РФ на 2015-2017 годы, резонансных налоговых инициатив и законопроекта о «деофшоризации»;

работа общественно-политических деятелей с рисками социального недовольства в крупных регионах;

образовательный форум ОНФ в Пензенской области и подготовка ОНФ к «Форуму действий-2»;

проведение Общественной палатой РФ серии «нулевых чтений» по законопроектам социально-экономического характера;

завершение регионального избирательного цикла и приостановка многими участниками выборов публичной политической деятельности.

Основные изменения в ноябрьском выпуске «Рейтинга-2016»:

1) Состав топ-100 обновился на 29 человек. Такой масштаб обновления нетипичен для повседневной политической жизни за рамками электорального цикла, но ожидался именно в первом поствыборном периоде – в связи с утратой инициативы многими участниками выборов 14 сентября (как региональными политиками, так и участвовавших в региональных выборах депутатами Госдумы).

2) Заметно выросло число политиков с положительным качеством влияния. Список «аутсайдеров» сократился с 10 до 6 человек, «на спаде» остались 11 политиков вместо 20. Наоборот, число наиболее быстро «растущих» политиков увеличилось с 30 до 45. Это тоже связано с окончанием электорального цикла и сворачиванием активности рядом «неудачников» выборов.

3) Наиболее укрепились позиции в топ-100 рейтинга у категории «общественных деятелей». Их представительство выросло и количественно (с 14 до 20), и особенно качественно: сразу 7 общественных деятелей вошли в десятку «лидеров», а Елизавета Глинка возглавила ноябрьский рейтинг.

4) Благодаря работе Федерального Собрания РФ над социально значимыми законопроектами и с рисками социального недовольства в регионах, заметно улучшилось качество парламентского представительства в топ-100 ноября. Если в сентябре в числе наиболее быстро «растущих» политиков находились 8 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, то в ноябре среди «растущих» – уже 24 депутата и сенатора. Всего в топ-100 попали 53 действующих парламентария.

5) Присутствие региональных политиков количественно почти не изменилось (21 политик), но заметно ухудшилось по качеству. Из 21 представителя регионов лишь 1 сохранил место в числе «лидеров», а всего среди наиболее быстро «растущих» политиков остались только 9 региональных политиков. Это объясняется тем, что яркие участники выборов из регионов не смогли сохранить политическую инициативу.

6) Категория «аутсайдеров» показала свою прогностическую ценность. Среди 10 «аутсайдеров» сентябрьского рейтинга 6 человек осенью действительно выбыли из федеральной публичной политики. Но в 2 случаях зафиксировано частичное восстановление позиций бывших «аутсайдеров» благодаря изменению содержания их активности.

7) Состав экспертов рейтинга расширился с 14 до 25 экспертов. Партнеры рейтинга – ВЦИОМ, Институт современных медиа, журнал «Эксперт», портал Politanalitika.ru.

Полные результаты, описание методологии, список экспертов, комментарии по каждому из участников топ-100, аналитическая статья экспертов Фонда ИСЭПИ об основных трендах периода доступны на специальном сайте Рейтинг2016.рф и в сокращенном виде – на сайте журнала «Эксперт».

Полный список 100 новых и активных политиков ноября смотрите в таблице 1:

Таблица:

Таблица 1. Рейтинг перспективности новых политиков к выборам 2016 года

ЛИДЕРЫ (наиболее активные и эффективные публичные политики периода)


№1. Глинка Елизавета

Глава фонда «Справедливая помощь» запомнилась экспертам ярким выступлением на заседании Совета при Президенте РФ по правам человека с оценкой ситуации на востоке Украины как гуманитарной катастрофы. Эта оценка основана на личном опыте Е.Глинки по организации перевозки детей из зоны конфликта в России и другие регионы Украины. Ради оказания реальной помощи жителям Донбасса Е.Глинка ведет успешную борьбу с различными бюрократическими системами – ФМС России, украинские власти, бюрократия международного «Красного креста». В ноябре Е.Глинка выступила одним из инициаторов акции-шествия «Мы едины», объединившего практически все политические и общественные силы.

Хотя сама Е.Глинка отрицает намерения участвовать в публичной политике, ее общественная активность может стать образцом поведения для многих кандидатов на выборах в Госдуму из числа политиков новой волны. Приверженность конкретным социально значимым делам, отказ вовлекать политику в вопросы защиты социальных прав людей, альтруизм и профессиональная солидарность, проявившиеся в отказе получить от московских властей для своего фонда помещения упраздняемой больницы на фоне протестов медиков против этой реформы, – это позиция, которая все чаще востребована избирателями, как показали прошедшие выборы в регионах.

С фигурой Е.Глинки будут связаны надежды партии «Гражданская платформа» на перезагрузку своего имиджа к выборам в Госдуму. Оставаясь членом Федерального гражданского комитета партии и предлагая неполитизированные решения гуманитарных проблем, Е.Глинка способна стать неформальным лицом ФГК для среднего класса вместо И.Прохоровой, чья политизированная позиция по вопросу воссоединения Крыма с Россией летом, наоборот, оттолкнула от партии избирателей и элиты в регионах.

№2. Баталина Ольга

Избрание одного из ключевых спикеров «Единой России» по социальным вопросам на должность главы комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов отражает активность и эффективность О.Баталиной в бюджетном процессе осени еще в прежней роли – первого зампреда комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей.

Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, уже на этапе «нулевых чтений» проекта бюджета «Единой России» и профильному комитету удалось добиться от правительства РФ серьезного прироста финансирования демографических статей. Почти на треть (до 29 млрд. рублей) вырастут в 2015 году расходы на федеральные субсидии субъектам РФ со сложной демографической ситуацией на ежемесячные выплаты в размере регионального прожиточного минимума на третьего и последующих детей, до достижения ими возраста 3-х лет. Двукратный рост финансирования (до 6,8 млрд. рублей) заложен на обеспечение жильем молодых семей. Выше уровня инфляции (на 10% ежегодно) будут расти бюджетные расходы на субсидии субъектам РФ на предоставление жилья детям-сиротам. Предварительно одобрено и предложение разрешить многодетным семьям получать денежную выплату на улучшение жилищных условий вместо бесплатного предоставления им земельного участка.

В новой должности О.Баталина сможет отстаивать права граждан по более широкому спектру направлений социальной политики. На фоне сдержанных прогнозов развития ситуации в макроэкономике и предстоящего празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне, комитет ГД, занимающийся вопросами регулирования трудовых отношений и политики в отношении ветеранов, видится экспертам одной из ключевых публичных площадок на период до думских выборов.

№3. Бречалов Александр

А.Бречалов сохранил высокий уровень активности по линии как Общественной палаты РФ, так и ОНФ.

Начатая им перезагрузка ОП РФ принесла первые значимые результаты. «Нулевые чтения», впервые организованные новым составом Палаты по законопроекту о создании в России территорий опережающего развития, прошли с участием статусных чиновников (включая профильного министра) и политиков; в Госдуму представлены конкретные предложения по доработке законопроекта, нашедшие отклик у депутатов. «Нулевые чтения» проведены также по серии налоговых законопроектов, затрагивающих интересы малого бизнеса.

Повышенное внимание уделяет региональным проблемам и перезагрузке региональных общественных палат. А.Бречалов проводит серию встреч с активистами и руководителями регионов. В ОП РФ инициированы проекты финансовой поддержки востребованных региональных НКО (планы софинансирования Палатой проектов региональных НКО, сумевших привлечь стартовое финансирование через «краудфандинг»). В рамках ОНФ по итогам поездки А.Бречалова на Урал запущен проект «За честные закупки» в УрФО.

Несмотря на добровольный уход с должности президента «Опоры России», А.Бречалов, как полагают эксперты, сможет развивать тесные партнерские отношения с ассоциацией малого бизнеса, ее новым руководителем и региональными отделениями. Новый состав ОП РФ сохраняет повышенное внимание к проблемам малого бизнеса в регионах: проведено исследование необходимых мер для повышения эффективности господдержки малого бизнеса в регионах, в заключении на законопроекта о ТОРах особо отражены задачи поддержки местного малого и среднего бизнеса.

Отличительной чертой личного общественно-политического имиджа А.Бречалова становятся регулярные утренние пробежки в регионах с участием гражданских активистов, отвечающие запросу избирателей на популяризацию здорового образа жизни.

№4. Духанина Любовь

Л.Духанина успешно организовала и провела форум ОНФ по проблемам сферы образования в Пензенской области, где модерировала встречу участников форума с Президентом В. Путиным. С подачи участников форума ОНФ в актуальной повестке закрепились вопросы о необходимости возрождения воспитательной функции школы, а также упорядочения стандартов по основным гуманитарным дисциплинам, поддержанные всеми политическими силами.

Курируемая Л.Духаниной рабочая группа ОНФ по мониторингу ситуации в регионах с выполнением «майских указов» в сфере образования заставила федеральные власти и губернаторов обратить внимание на рост социального беспокойства в ряде регионов (Пермский край, Свердловская область) из-за качества выполнения поручений по повышению зарплат учителей.

Откровенный разговор на форуме ОНФ и в рамках рабочих групп в регионах о проблемах дошкольного и школьного образования окончательно склонил руководство «Справедливой России», уделяющей особое внимание вопросам развития образования, к решению сотрудничать с ОНФ.

№5. Памфилова Элла

Э.Памфиловой удается добиваться от власти положительной реакции на ее обращения о возможном нарушении как политических, так и социальных прав граждан без излишней политизации этих вопросов.

В сентябре региональный мониторинг омбудсмена обратил внимание ЦИК РФ на пробелы в организации досрочного голосования в некоторых регионах. В ноябре обращение Э.Памфиловой к Президенту РФ вынудило Минюст РФ просить суд отсрочить рассмотрение иска НКО «Мемориал» и фактически спасло правозащитную организацию от ликвидации.

Вместе с Е.Глинкой Э.Памфилова добивается от ФМС упрощения юридических формальностей при приеме беженцев с Украины и при выдаче российских паспортов в Крыму.

Накануне нового расширения зоны платной парковки в Москве Э.Памфилова откликнулась на проблему организации платных парковок возле социальных объектов и соблюдения законности службами эвакуации автомобилей.

Результативным оказалось обращение омбудсмена к проблеме оборота «спайсов» и прочих наркотиков нового поколения в России. Президент В.Путин внес в Госдуму соответствующий законопроект, вводящий уголовную ответственность за оборот «спайсов» и административные штрафы за их потребление.

№6. Исаев Андрей

Избрание вице-спикером Госдумы, курирующим ряд социальных комитетов, возвращает А.Исаева в число наиболее обсуждаемых и активных публичных политиков, открывая ему площадки для представления позиции партии в публичном политическом поле и в СМИ.

Многие социально ориентированные предложения А.Исаева в ходе осеннего бюджетного процесса должны получить поддержку и у нового руководителя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Отрицание попыток МЭР поставить на обсуждение вопрос о закрытии программы «материнского капитала», требование к Минобрнауки сохранить востребованные производственные рабочие профессии и квалификации в системе специального образования, намерение разрешить матерям направлять «материнский капитал» по своему выбору не только на накопительную, но и на страховую часть пенсии – эти подходы соответствуют позиции всего депутатского корпуса.

№7. Кузьминов Ярослав

В отличие от других депутатов столичного парламента общественно-политическая активность Я.Кузьминова имеет федеральное измерение. Ректор ВШЭ был одним из со-организаторов «Валдайского форума», который впервые прошел по глобальной, а не внутрироссийской повестке и стал одним из ярких событий конца октября в мире геополитики.

В качестве члена Экспертного совета комитета Госдумы по бюджету Я.Кузьминов отстаивал выделение дополнительных 0,5-0,6 трлн. рублей из бюджета РФ на развитие науки и образования не в ущерб другим стратегическим отраслям, а за счет временного смягчения долговой политики – увеличения дефицита бюджета до 1% ВВП.

Ректор ВШЭ представил исследование «Качество приема в вузы-2014». Исследование вновь обозначило проблему набора в технические ВУЗы абитуриентов со слабыми результатами ЕГЭ по профильным естественнонаучным и техническим дисциплинам, что расходится с задачами политики импортозамещения.

Наряду с другими общественными лидерами мнений, Я.Кузьминов выступил одним из организаторов акции-шествия «Мы едины» 4 ноября.

№8. Прилепин Захар (Прилепин Евгений Николаевич)

Эксперты отмечают, что высокая активность З.Прилепина на идейном и гуманитарном фронте по теме Новороссии, его личная популярность в социальных медиа и символические санкции против него со стороны Украины делают его потенциальным претендентом на роль идейно-политического лидера умеренных националистов внутри страны.

Занимаясь гуманитарной поддержкой жителям востока Украины, З.Прилепин продемонстрировал эффективную модель народного финансирования общественно-политических проектов. Сетевой сбор 3 млн. рублей на гуманитарную помощь для Новороссии успешно завершился в короткие сроки. По уровню эффективности это существенно превзошло краудфандинговые кампании либеральной оппозиции в 2014 году.

№9. Калинин Александр

Избрание А.Калинина руководителем «Опоры России» вывело его в разряд полноценных участников политического процесса. С учетом стагнации в экономике, усиливающей давление на занятость представителей среднего класса из числа работников по найму, повышенного внимания оппозиционных партий к проблемам малого бизнеса, а также неоднозначных регуляторных инициатив финансового блока правительства и крупных регионов защита прав малого предпринимательства потребует от главы «Опоры России» активного общественно-политического участия.

А.Калинину уже удалось добиться тактического успеха. Позиция лидеров бизнес-ассоциаций заблокировала попытку бюджетного комитета Госдумы форсировать принятие поправок о муниципальных сборах для бизнеса в обход регламента. Перенос сроков рассмотрения законопроекта и обращения главы «Опоры России» к АП РФ, премьер-министру и руководству Госдумы дали бизнес-сообществу возможность начать содержательную дискуссию по предложенным поправкам. Под воздействием аргументов А.Калинина правительство готово отложить введение муниципальных сборов в большинстве регионов и пересмотреть ставки суммарных налоговых платежей и перечень видов деятельности, облагаемой сборами.

№10. Титов Борис

Активность Б.Титова осенью выходит за рамки представительства интересов бизнеса в качестве бизнес-омбудсмена и сопредседателя «Деловой России» (избран в октябре).

Предложения Б.Титова реформировать программы жилищной поддержки молодых семей и развивать для них рынок арендного жилья вместо предоставления жилья в собственность вызвали резкую критику левых сил, вплоть до угроз КПРФ поставить вопрос о его смещении с должности.

Идея Б.Титова об амнистии нелегальным трудовым иммигрантам получила рамочную поддержку ФМС и сделала его объектов критики со стороны национал-патриотов.

Также Б.Титов выступил с программной статьей «Какие налоговые реформы нужны России», которая могла бы стать основой налоговой программы для праволиберальной силы, и критикует инициативу введения муниципальных сборов за право ведения бизнеса. Правительством поддержаны давние предложения Б.Титова о создании единого электронного реестра проверок предпринимателей.

Яркие идеологические заявления, политизированные конфликты с национал-патриотами и представителями левых сил, повышенное внимание к развитию бизнеса в Крыму, ставшем в 2014 году камнем преткновения для нынешних либеральных партий, — все это при желании позволяет Б.Титову к выборам в Госдуму номинироваться на роль одного из лидеров патриотической либеральной партии.

АУТСАЙДЕРЫ ПЕРИОДА (кандидаты на выход из федеральной политики в 2016 году)


№95. Сураев Василий

После губернаторских выборов В.Сураев не получил ожидаемый им мандат депутата Госдумы «по наследству» от В.Тимченко и фактически публично порвал с партией, подав заявление об уходе с должности секретаря отделения, выходе из политсовета «Единой России» и якобы оказывавшимся на него давлении по партийной линии. Учитывая, что В.Сураев не считается представителем наиболее влиятельных групп региональной элиты, а рейтинг «Единой России» в регионе вырос, перспективы его успешного участия в выборах в Госдуму в личном качестве или от другой партии теперь оцениваются экспертами скептически. 

№96. Плотников Владимир

Эксперты ожидают, что переход бывшего лидера Аграрной партии из Совета Федерации в Волгоградскую областную думу выводит В.Плотникова из числа федеральных политических фигур – несмотря на занимаемую им должность в облдуме и повышенное внимание нового губернатора к развитию сельского хозяйства.

№97. Митрохин Сергей

Несмотря на резкое оппонирование федеральной власти по всем вопросам и последовательное непризнание воссоединения Крыма с Россией, «Яблоко» станет одним из бенефициаров недавно принятого закона об увеличении госфинансирования партий. Дополнительные средства помогут партийным активистам в регионах, продолжающим участвовать в градозащитных и экологических протестах и муниципальной политике.

Но политическая активность самого С.Митрохина ведет партию к изоляции даже на дружественном либеральном фланге. На теме отношения к развитию Крыма в составе России произошло полное размежевание С.Митрохина с М.Ходорковским и А.Навальным, в результате чего «Яблоку» будет крайне сложно договариваться о совместной политической работе с другими либеральными силами. В отличие от всех парламентских и многих малых партий «Яблоко» отказалось от участия в объединительном шествии «Мы едины» 4 ноября.

№98. Дмитрий Гудков

Преимущественная переориентация Д.Гудкова на украинскую тематику, по мнению экспертов, негативно влияет на его политическое будущее.

Во внутренней политике Д.Гудков потерпел несколько значимых поражений. Проводившаяся им весной кампания в Нижегородской области по возвращению прямых выборов мэра была остановлена после того, как местные лидеры «Альянса зеленых» выступили против «социал-демократического» крыла в партии (в других регионах кампания заглохла еще раньше). В результате сегодня эту тему перехватил лидер нижегородской КПРФ. Группа Гудковых-Пономарева проиграла в конфликте с О.Митволем и окружением экс-банкира Г.Фетисова за контроль над «Альянсом зеленых и социал-демократов» (в начале 2015 года на съезде партии будет официально отменено решение об альянсе с «Социал-демократами» Гудковых). Сам Д.Гудков не смог доказать в суде свои обвинения против главы Н.Новгорода о якобы имевшем место подкупе городских депутатов.

№99. Павленко Виктор

Мэр Архангельска осенью оказался в фокусе критического внимания активистов ОНФ и Генпрокуратуры и в разрастающемся конфликте с администрацией региона по поводу законопроекта о реформе МСУ в области, а также выполнения программы строительства и капремонта жилья. Углубление этого противостояния и возможная раскрутка коррупционных обвинений в адрес городской власти может закрыть перед В. Павленко перспективы перейти в 2016 году из мэрии Архангельска в Госдуму по округу (полномочия мэра истекают за полгода до выборов в Госдуму).

№100. Паршин Николай

СКР по Волгоградской области официально предъявил лидеру волгоградских коммунистов обвинение по уголовному делу о хищении средств при продаже здания бывшей школы. Хотя оно обжаловано в Верховном суде, оппоненты Н.Паршина по Сталинградскому обкому уже возложили на депутата Госдумы ответственность за исход выборов в облдуму, а отдельные райкомы начали ставить вопрос о необходимости замены лидера отделения. Н.Паршину не удалось организовать исключение своих оппонентов из партии и заручиться для этого поддержкой федерального руководства КПРФ.

"Эксперт"
bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: