Ленский мост вновь рискует остаться «виртуальным долгостроем»
Власти Якутии просят пересмотреть график финансирования моста через Лену в рамках федеральной поддержки. Кроме того, в регионе указывают на необходимость увеличения федерального транша для обеспечения концессионного соглашения по созданию мостового перехода в районе Якутска. Об этом рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха Владимир Сивцев. Согласно поручению главы государства, объект должен быть введен в 2028 году.
Чтобы оценить значение моста через Лену, для читателей, живущих в центре России, поясню, что речь идет не об одном из речных мостов в региональном центре, а о суперважной транспортной артерии, которая будет выполнять ключевую социально-экономическую роль, связывая столицу Якутии с другими российскими регионами. Его открытие за счет оптимизации логистических связей позволит снизить цены на потребительские товары, топливо, значительно упростить саму организацию транспортных поставок. Якутск, в отличие от многих центральных российских городов, не разделен рекой на две части, а стоит на одном из берегов Лены. Жизнеобеспечение города в значительной степени связано с паромной переправой через реку, а в период, когда она замерзает, автосообщение идет по ледовой дороге (зимнику).
Вопрос о строительстве моста через Лену активно обсуждается уже не менее двух десятилетий, а среди вариантов первоначально рассматривался совмещенный автомобильно-железнодорожный мост, но потом было решено остановиться на автомобильном (железная дорога до Якутска не идет, ближайшая станция – в п. г. т. Нижний Бестях). Проектная стоимость моста неоднократно менялась (в основном в сторону повышения, но были исключения), а вопрос о начале строительства приобретает особую актуальность перед федеральными и региональными выборами уже не менее 10 лет.
Сейчас проект оценивается в 130 млрд рублей, из них 42,5 млрд составляет федеральный транш на пять лет, причем основные средства должны быть выделены из него только через три года. Власти республики предлагают федеральной власти ускорить выделение транша и увеличить объем федеральной поддержки как минимум до 50%. Надо сказать, что проектную стоимость удалось уже снизить с максимальных 174 млрд до 130 млрд, но найти оставшиеся средства для финансирования региональный бюджет и частный инвестор (Восьмая концессионная компания) вряд ли смогут. В 2024 году, по публикациям региональных экспертов, в бюджет Якутии на эти цели заложено лишь 1,9 млрд рублей. Видимо, поэтому о начале строительных работ власти региона докладывают уже как минимум с 2021 года. А воз и ныне там.
Думаю, никаких негативных последствий для руководства республики требования, обращенные к федеральному центру, иметь не будут: все прекрасно понимают сложность ситуации. Сомнительно и то, что финансирование из федерального бюджета в ближайшее время резко возрастет. Скорее всего, строительство Ленского моста продолжит оставаться «виртуальным долгостроем» (поскольку дальше проектов дело не идет). Рано или поздно мост построят, но когда?
Рано или поздно финансирование до достаточного должен предоставить именно федеральный бюджет – слишком важен Ленский мост не только для Якутии, но и для всего Дальнего Востока. Для этого необходимы политическая воля и переоценка приоритетов расходов бюджета. Как говорится, скорее бы.