Закредитованность бюджетов регионов может помешать исполнению идей Госсовета по повышению престижа профессии учителя


Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Пу­тин по­ру­чил пра­ви­тель­ству раз­ра­бо­тать си­стем­ные под­хо­ды к опла­те тру­да пе­да­го­гов. Во вре­мя за­се­да­ния Гос­со­ве­та, под­во­дя ито­ги Года пе­да­го­га и на­став­ни­ка, он под­черк­нул, что труд учи­те­ля дол­жен опла­чи­вать­ся по еди­ным, по­нят­ным и про­зрач­ным пра­ви­лам. Путин та­к­же при­звал снять непро­филь­ную на­груз­ку с учи­те­лей и сфор­ми­ро­вать це­лост­ную си­сте­му на­став­ни­че­ства для де­тей и мо­ло­де­жи.

Если предложения, выдвинутые в ходе собрания Госсовета, будут выполнены, то они, конечно, помогут поднять престиж профессии учителя в регионах. Об этих направлениях говорится уже в течение последних трех лет как минимум, и очень много препятствий возникает на этом пути. За заработную плату педагогов у нас отвечают субъекты Российской Федерации, а региональные бюджеты перенапряжены, кредиторская задолженность не сокращается. Да, заменили большинство кредитов бюджетными кредитами, но все равно существенное напряжение остается, поэтому резервов для повышения недостаточно.

Второй момент. Боролись с бюрократической нагрузкой – она сокращается, но нагрузка, связанная с освоением новых федеральных образовательных программ, повышением квалификации и методическими разработками, то есть не совсем педагогическая деятельность, сегодня от учителей требует достаточно много сил и времени. Непрофильную бюрократическую нагрузку сняли, но где идет дублирование электронно-бумажной системы, она остается.

О наставничестве тоже говорили много лет, предлагалось даже сделать в квалификационных категориях: учитель-методист, учитель-наставник и так далее, то есть можно по своему предмету квалификацию повышать, а можно трудовой функционал добавлять и менять. Все говорили, что это действительно могло бы быть очень хорошим решением, но вместо этого ввели оплату за классное руководство из федерального бюджета. Наставничество нередко осуществляется на добровольной основе. Те финансовые ресурсы, которые были выделены, направлены на новую должность советника директора по воспитательной работе. Это все очень правильные меры, мы их поддерживаем, просто непонятны источники для решения таких задач из-за напряженности региональных бюджетов.

Проблема нехватки педагогов сейчас стоит очень остро, в разных регионах с различной степенью остроты. Из-за большой дополнительной нагрузки многие молодые педагоги уходят или те, кто окончил вуз, не идут работать в школу, потому что находят альтернативные возможности занятости. У нас рынок трудодефицитный, найти рабочее место вполне возможно. К тому же сейчас очень развит рынок альтернативного образования: через онлайн-платформы и сервисы, через разного рода программы и в сфере дополнительного образования (для взрослых в том числе). Поэтому педагоги, особенно молодые, могут успешно найти себя в сфере образования, но за пределами школы, где меньше психологической нагрузки, не такие высокие требования, где низкая ответственность, но в то же время более стабильный и уверенный заработок.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: