Федеральные игроки против местных элит: почему конфликт между Коноваловым и Соколом обречен на обострение
В обновленном парламенте Хакасии назревает сразу несколько конфликтов, которые могут обострить отношения между главой республики Валентином Коноваловым (КПРФ) и новым председателем Верховного совета Сергеем Соколом («Единая Россия»). Атака на Сокола уже началась, и в том, что он предпримет ответные шаги, инсайдеры уверены. Сдерживающим фактором для игроков может стать лишь жесткое требование Кремля обеспечить политическую стабильность накануне и в ходе большой кампании – 2024.
Хотя в Верховном совете Хакасии 34 депутата от «Единой России» и лишь 14 от КПРФ, консолидированное влияние коммунистов значительно усиливает Коновалов. Тем не менее в новой не вполне традиционной конфигурации политологи делают ставку на Сокола, который стал главным проводником интересов Кремля в регионе. Его усиливают не только федеральные кураторы, но и крупный бизнес.
Сокол известен близостью к корпорации «Ростех», которая, как и ожидалось, при его поддержке усиливает влияние в регионе. Ранее Сокол сообщил о встрече с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. В ближайшее время корпорации, по сообщениям региональных медиа, могут отдать разработку недр как крупнейшему золотодобытчику.
Сокол при поддержке Чемезова будет практически неуязвим для атаки на федеральном уровне, считают инсайдеры. При этом с ним как с представителем Москвы будет комфортнее взаимодействовать уже работающим в регионе корпорациям: РУСАЛу, «Русгидро», Сибирской генерирующей компании (СГК), Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК) и группе ННК. Взаимодействие с крупнейшими налоговыми резидентами станет комфортной зоной интересов Сокола, в которой он будет действовать в обход Коновалова, уверены инсайдеры.
Первый большой скандал возник 18 сентября, когда в атаку на Сокола неожиданно пошел
Совет старейшин хакасского народа. Представители организации выступили с обращением к депутатам о необходимости избрать на пост спикера парламента «представителя коренной национальности» (Сокол – русский). Общественники собирали подписи в поддержку своей инициативы и угрожали власти митингами.
Вероятно, так Коновалов пытался послать Соколу сигнал о том, что федеральные кураторы не спасут его от местных элит, которых при посредничестве Владимира Штыгашева контролирует именно глава республики.
Коновалову, несомненно, неприятно избрание на пост председателя Верховного совета жесткого оппонента. Это место должен был занять его соратник, бывший влиятельный единоросс (со скандалом вышел из партии и вступил в КПРФ) Владимир Штыгашев. Однако на его отстранении от важных политических постов настояла Москва: «перебежчик» неприемлем. Штыгашев, по данным инсайдеров, будет лишь депутатом. Однако Коновалов, согласно информации источников, должен будет выполнить свои обязательства перед его семьей (дочери Штыгашева Ольге обещан пост в правительстве республики).
В ближайшее время ожидаем нового масштабного скандала вокруг финансовых проблем республики. По решению Коновалова регион берет дополнительный бюджетный кредит – 2,1 млрд рублей. Власти признают, что эти средства будут направлены прежде всего на выплату заработной платы и социальные нужды. При этом по состоянию на июль госдолг Хакасии превысил 23,5 млрд рублей. Тема закредитованности может стать главной в повестке Верховного совета и лечь в основу новой кампании против Коновалова.
Инсайдеры выражают сомнения в том, что Сокол и Коновалов бесконфликтно пройдут предстоящую президентскую кампанию – 2024, несмотря на установку Кремля. При этом весьма важными для обоих политиков остаются карьерные преференции после выборов – они будут несколько ограничивать конфликтность.