Никитин и Текслер на ПМЭФ озвучили инициативы, выработанные в диалоге с губернаторским корпусом
ПМЭФ, как и другие подобные крупные площадки в разрезе региональной политики, позволяет губернаторам донести напрямую до высшего руководства страны свои предложения и мнения. В том числе и тем главам регионов, которые не обладают такой степенью взаимодействия с президентом РФ, правительством, Госдумой, какая есть, например, в Новгородской области. Понятно, что губернаторы, состоящие в группах Госсовета, в рабочем порядке участвуют в выработке современных управленческих решений.
Опять же, на площадках, подобных ПМЭФ, есть возможность высказать, скажем так, более революционные решения, требующие серьезной политической воли от федерального правительства. В частности, это касается межбюджетных отношений, их корректировки, так как известно, что финансово-экономический блок федерального правительства неохотно идет на изменение правил. Здесь хотел бы отметить, что предложения губернатора Челябинской области Алексея Текслера демонстрируют достаточно взвешенный подход к межбюджетным отношениям, поскольку регионы, которые не показывают значительного роста, могут находиться в такой ситуации по разным причинам, в том числе из-за качества управленческой команды. Поэтому, чтобы выправить в данном случае качество жизни в таких регионах, нужны конкретные программы, проекты, подготовленные с применением опыта других территорий либо разработанные в рамках групп Госсовета. Разумеется, эти программы должны содержать как конкретные задачи и цели, так и определенную меру ответственности для официальных лиц – руководителей регионов, которые будут пользоваться этими программами.
С другой стороны, действительно, регионы, которые уже достигли определенных успехов и нуждаются в дальнейшем развитии, могут испытывать как раз ситуативную нехватку, скажем так, оборотных средств. Восполнить эти средства как раз могут дополнительные трансферты из федерального бюджета с предоставлением широких полномочий регионам на их расходование. Тем более в нынешней ситуации часть этих регионов, например Новгородская область, продемонстрировали эффективную реализацию полномочий по важнейших направлениям, в том числе по направлениям федеральной политики, связанным ранее с пандемией коронавируса, а сейчас – с поддержкой участников СВО и их семей. Подобные управленческие команды могут получать в распоряжение более серьезные средства, чтобы, по излюбленному выражению Никитина, они поливали то, что растет, то есть демонстрировали, что реализация региональных программ дает результат. У нас очень разные регионы, местная специфика может по-разному отражаться на освоении федеральных средств и на тех направлениях, где они нужны для повышения качества жизни.
Андрей Никитин в своем выступлении как раз обрисовал идеологию этого подхода, он действует вместе с коллегами-губернаторами в диалоге с федеральным центром. И это не первый раз. Некоторое время назад были транслированы Никитиным на федеральный уровень предложения совета мэров малых и средних городов в области местного самоуправления и его трансформации. Можно отметить деятельность по социальному направлению, когда многие разработки Никитина и его команды, апробированные в Новгородской области, уже распространены на всю страну. Также вопросы, связанные с экономической политикой, в частности с особыми экономическими зонами, апробированные в регионе и дающие свои плоды, проиллюстрированные, кстати, стабильным пятым местом области в инвестиционном рейтинге регионов, результаты которого были озвучены в рамках ПМЭФ, реализуются по всей стране. Как было отмечено на ПМЭФ, остальные регионы подтягиваются к лидерам в том числе за счет использования тех практик, которые они рекомендуют.
Если в целом оценить выступление Никитина, то, во-первых, он транслирует определенные практики коллегам-губернаторам. Во-вторых, в диалоге с федеральным центром он является одним из лидеров губернаторского корпуса, причем лидером деятельным, подводящим идеологическую базу под те предложения, которые формирует корпус глав регионов России.