Рокировка в аппарате: почему Анохин сменил Островского и есть ли у Хуснуллина реальные интересы в Смоленской области
По данным инсайдеров, отставка стала неожиданной для губернатора Смоленской области Алексея Островского и его окружения. Судя по активности Островского и его максимальной включенности в повестку СВО, уходить с поста он не собирался. Некоторые эксперты предполагают, что игра в данном случае шла в логике «высвобождения»: нужно было не назначить нового губернатора, а беспроблемно освободить пост главы департамента регионального развития аппарата правительства, с которого пришел врио губернатора Василий Анохин. Но главная и наиболее очевидная причина отставки Алексея Островского – уход из жизни в 2022 году его покровителя, лидера ЛДПР Владимира Жириновского.
Смоленская область стала «компромиссным» регионом, который отдали ЛДПР после очередного этапа политического торга. Островский, член ЛДПР, возглавлял субъект с 2012 года, и лишь недавно был переизбран на этот пост. Смоленщина всегда была в числе нересурсных депрессивных регионов. В рейтингах Минэкономразвития (2017) и РИА «Рейтинг» (2022) регион был одним из аутсайдеров и по качеству жизни. Однако регион долгое время не вызывал тревог у Кремля, хотя накопленные – и практически нерешаемые – проблемы были известны. Такую «зону комфорта» Островскому обеспечивал прежде всего Владимир Жириновский. После его смерти судьба всех губернаторов от ЛДПР оказалась подвешенной. Каждый из этих деятелей максимально лоялен центру и поддерживает на месте правящую партию, которая доминирует в парламентах «оппозиционных» субъектов. Благоприятное отношение к Островскому заместителя председателя Госдумы Сергея Неверова, традиционно избирающегося именно в этом регионе, также укрепляло ресурс федерального влияния экс-губернатора. Неверов, вероятно, сохранит влияние на ситуацию в регионе и после отставки Островского.
Островский заявил в начале своего первого срока, что намерен сотрудничать со всеми партиями, создав «коалиционное правительство». Однако вскоре произошел конфликт с КПРФ, что в значительной степени деконсолидировало «коалицию развития», созданную губернатором. ЛДПР же позиции в регионе не усилила, сохраняя лишь несколько мест в областной думе. А осенью региональный парламент должен обновиться с увеличением представительства «Единой России».
Сам Островский был активно вовлечен в актуальную патриотическую повестку (в отличие от экс-губернатора Чукотки Копина, например). Он посещал районы СВО, сопровождал гуманитарные грузы, помогал мобилизованным и их семьям. То есть выполнял условный «патриотический минимум». Это косвенно свидетельствует о том, что пост политик старался сохранить. Однако у Москвы оказались другие планы на регион.
Инсайдеры полагают, что судьбу смоленского губернатора решили не застарелые экономические проблемы. Островский мог попасть в неочевидную федеральную игру. Об этом позволяет говорить фигура врио губернатора.
Назначение федерального чиновника Василия Анохина на пост врио стало такой же неожиданностью, как и отставка Островского. Хотя Анохин и имеет отношение к региону (был вице-губернатором с 2016 по 2018 год), он скорее внешний по отношению к региону политик.
Показательна карьера Анохина на федеральном уровне. В 2020 году он был заместителем руководителя секретариата зампреда правительства Марата Хуснуллина, а в 2021-м занимал пост главы департамента регионального развития аппарата правительства. Назначение Анохина в Смоленскую область связывается с лоббистской активностью его патрона Хуснуллина, который пытается усилиться и на региональном уровне. При этом ряд источников утверждают, что вице-премьеру было важнее освободить должность главы департамента в аппарате. Для дальнейшей кадровой траектории лояльному Анохину просто сменили статус с федерального на региональный. Смоленская область с новыми задачами для приграничного региона и несколько инертным губернатором, лишенным поддержки Жириновского, вполне для этого подходила.