Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в феврале 2023 года


1.Федеральная политика в отношении регионов

 В послании президента Федеральному собранию акцент в сфере региональной политики был сделан на поддержку ветеранов военной спецоперации и членов их семей (с созданием специального государственного фонда для этих целей), развитии центров военно-промышленного комплекса, транспортных коридоров (включая Северный морской путь, Транссиб и БАМ) и инфраструктуры в сфере образования, а также решении экологических проблем (продление до 2030 года программы «Чистый воздух», оздоровление уникальных водных объектов, меры по ликвидации старых мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда). Тем не менее можно выделить и другие сферы особого внимания Центра, которые были обозначены в феврале или могут приобрести дополнительную актуальность в течение весны 2023 года.

1.Развитие инфраструктуры здравоохранения, в том числе в сфере борьбы с онкозаболеваниями. Эта тема неоднократно поднималась Владимиром Путиным в ходе рабочих встреч с главами регионов в январе-феврале. Можно предположить, что в рамках президентской кампании-2024 она станет важной составляющей повестки Кремля для индустриальных и ресурсодобывающих регионов, где риски в сфере распространения онкозаболеваний выше (отметим, что особое внимание данной теме президент уделил, например, в ходе рабочей встречи с Валерием Лимаренко, главой Сахалинской области, для которой особое значение имеет нефтегазовый комплекс).

2.Продвижение новых проектов для ведущих индустриальных центров, в том числе в сфере автопрома. Эти темы могут обсуждаться как на переговорах глав регионов с руководством федеральных ведомств (один из примеров – рабочая встреча губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с главой  Минэкономразвития Максимом Решетниковым, в ходе которой обсуждались формирование в регионе кластера беспилотной авиации, а также строительство инфраструктуры третьей очереди особой экономической зоны «Тольятти»). Одним из стимулов для проведения такой работы становится как подготовка в Единому дню голосования-2023 (среди центров автопрома – выборы в заксобрание должны пройти в Ульяновской области, а губернаторские кампании – в Самарской и Нижегородской), а также президентской кампании (те же Нижегородскую и Самарскую области Владимир Путин посещал и в ходе подготовки к выборам президента в 2018 году). При этом важное значение в данной сфере имеют и стратегические планы Кремля — например, в логике создания необходимой производственной базы для периода устойчивого восстановительного роста российской экономики, который — при благоприятном развитии событий — может начаться уже в 2024 году (с подобным прогнозом осенью 2022 года выступал, скажем, Всемирный банк).

3.Разитие туристического потенциала регионов. Обратим внимание на повестку февральской рабочей встречи президента с гендиректором Агентства стратегических инициатив Светланой Чупшевой с обсуждением проектов в отрасли – причем затрагивающих не только наиболее известные туристические маршруты, но создающие и дополнительные возможности в этой сфере для индустриальных центров (проект «Открытая промышленность»). В течение весны 2023 года вероятно анонсирование дополнительных федеральных инициатив в сфере благоустройства, инфраструктурного развития и поддержки предпринимательской инициативы для территорий с туристическим потенциалом (включая малые города и сельские поселения).

4.Роль субъектов Федерации в реализации политики «мягкой силы». Одним из наиболее обсуждаемых анонсированных мероприятий в этом контексте становится подготовка Игр будущего, которые должны пройти в 2024 году в Казани. Тем не менее заметную роль могут сыграть и проекты, реализуемые по инициативе самих регионов. Можно отметить, например, предложение губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, главы комиссии Госсовета по направлению «Молодежная политика» Дмитрия Артюхова провести Арктический международный музыкальный детский конкурс.  В течение 2023 года можно  ожидать новых региональных инициатив по проведению или повышению статуса ранее запланированных форумов в субъектах РФ, уже становившихся площадками для крупных международных, в частности, молодежных мероприятий (как Республика Алтай, где площадкой для таких фестивалей уже становилось село Манжерок, или Самарская область, где фестиваль «Российская студенческая весна» в мае 2022 года находился в фокусе внимания федеральных властей). При этом сохранится роль и уже пользующихся наибольшим вниманием на международном уровне форумов — например, Петербургского и Восточного экономического, а также  регионов, которые чаще всего становятся площадками для таких мероприятий, включая Москву (отметим упоминание Владимиром Путиным в ходе открытия Большой кольцевой линии столичного метрополитена, проходившего при участии мэра города Сергея Собянина, возможности включения посещения этого объекта в программу вероятного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию).

5.Может дополнительно усилиться значение программ по развитию сельских территорий в рамках региональной политической повестки, а значит, и влияние Минсельхоза на внутриэлитную ситуацию на местах. Характерно, что внимание к этой теме начало возрастать в предвыборных регионах, в том числе протестных  – так, в Якутии этот тематический блок включен в программу гражданского форума «Человек труда – новые вызовы и возможности», начавшего работу в начале марта 2023 года. Вероятно, рост конкуренции между регионами за получение федеральных средств для реализации соответствующих проектов дополнительно возрастет летом 2023 года, когда местные элиты будут ожидать расширения финансирования различных программ в преддверии президентской кампании.

 

2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

Традиционно наиболее активные шаги по изменению внутриэлитного баланса сил предпринимаются в регионах (прежде всего, предвыборных), где позиции губернаторов считаются неустойчивыми или уязвимыми.

Так, избрание председателем Липецкого горсовета директора благотворительного фонда «Милосердие» Евгении Фрай (дочери Валерия Синюца, в 2002-2010 годах также занимавшего эту должность) наблюдатели посчитали знаком укрепления позиций руководства Новолипецкого металлургического комбината. Хотя кандидатура Евгении Фрай была публично поддержана липецким губернатором Игорем Артамоновым, многие отметили, что выбывание из числа ранее заявленных кандидатов, например, директора гимназии «Перспектива» Дмитрия Гладышева, с которым областной администрации было бы определенно удобнее взаимодействовать, — маркер уязвимости переговорных позиций региональных властей в рамках внутриэлитного торга по этой проблеме. Торг был длительным: предыдущий спикер горсовета Александр Афанасьев заявил об уходе с должности еще в ноябре 2023 года.

Ряд сигналов со стороны федерального центра (встреча Игоря Артамонова с президентом в январе и включение нового хирургического комплекса Липецкого областного онкологического диспансера в число объектов, торжественное открытие которых проходило в рамках видеоконференции с участием главы государства в феврале) свидетельствует о вероятности выдвижения действующего главы региона на новый срок. Это может частично снизить уровень внутриэлитной напряженности в регионе — по крайней мере, на период 2023-начала 2024 годов. При этом вполне вероятно новое усиление конфликтности региональных элит после завершения президентской кампании – в том числе по мере активизации подготовки к выборам Липецкого горсовета в 2025 году.

Ряд наблюдателей ожидают активизации перестановок во внутриполитических блоках в регионах — с учетом начала более интенсивной подготовки к президентской кампании-2024. Можно предположить, что в ряде предвыборных субъектов такие перестановки могут состояться уже осенью 2023 года, по итогам Единого дня голосования, а регионы, где крупных избирательных кампаний в текущем году не ожидается, могут провести такие ротации раньше (поздней весной-летом).  Ставка может быть сделана как на внешние по отношению к региону, так и на местные кадры (как в случае с Марий Эл, где пост министра внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции занял Антон Мирбадалев, до этого занимавший должность главы фракции ЛДПР в Госсобрании республики).

В течение марта-апреля 2023 года вероятно усиление значения локальных акций протеста и медиа-кампаний по социальной и экологической проблематике в рамках подготовки к выборам и внутриэлитных конфликтов. Наиболее резонансными в феврале-начале марта стали акции протеста по поводу тарифов ЖКХ (например, в Свердловской области и Алтайском крае, обсуждаемым стал и отказ мэрии Оренбурга согласовать проведение подобной акции). Впрочем, как правило, масштабные «коммунальные» протестные кампании проходят в холодное время года. В апреле-мае стоит ожидать активизации проведения локальных протестных акций в сфере застройки (возможно, в Екатеринбурге и Красноярске, где предстоят выборы городских представительных органов), а также экологии.

Увеличение доли депутатов, избираемых по мажоритарной системе, в составе заксобраний и городских представительных органов может привести к усилению весной 2023 года внутренних конфликтов в отделениях оппозиционных партий — в связи с возросшей конкуренцией за проходные места в партийных списках, требующего вмешательства федерального партийного руководства для разрешения данных противоречий.

Можно ожидать более высокого уровня конкуренции на праймериз «Единой России», в том числе с учетом стремления части ресурсных кандидатов, ранее сотрудничавших с системной оппозицией, к выдвижению от партии большинства. Дополнительным фактором роста конкуренции в ходе предварительного голосования «Единой России» может стать стремление ресурсных кандидатов, связанных с волонтерским движением производством продукции для нужд спецоперации или реализацией проектов в новых субъектах, закрепить свое влияние путем получения депутатских мандатов.

 

3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды марта-апреля 2023 года

 1.Тезис послания президента Федеральному собранию о проведении региональных и муниципальных выборов в 2023 году в установленные сроки приведет к более раннему фактическому старту избирательных кампаний кандидатов парламентской оппозиции, и одновременно – к росту внимания представителей местных элит к праймериз «Единой России». При этом в рамках подготовки к губернаторским кампаниям представители федерального руководства оппозиционных партий могут выступить с комментариями о вероятности выдвижения при их поддержке в ряде таких субъектов внешних кандидатов («варягов»), в том числе, известных радикальными высказываниями (можно вспомнить сделанное еще в декабре 2022 года заявление секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова о вероятности выдвижения на выборах губернатора Алтайского края Павла Грудинина или Николая Бондаренко). В реальности такие предвыборные сценарии вряд ли будут реализованы (в том числе из-за фактора «муниципального фильтра»). Тем не менее весной 2023 года может наблюдаться по крайней мере несколько примеров подобных заявлений от представителей парламентской оппозиции – с целью привлечения внимания к представляемым ими партиям и политического торга с региональными администрациями.

2.Прошедшеее в конце февраля 2023 года резонансное совещание под председательством секретаря Генсовета «Единой России», первого вице-спикера Совета Федерации Андрея Турчака и министра просвещения Сергея Кравцова по вопросам проведения капремонта школьных зданий в регионах позволяет предположить: в течение весны может возрасти внимание партии «Единой России» к контролю за реализацией широкого круга федеральных программ на местах (в том числе в рамках задач, инициированных ранее самой партией — например, в сфере социальной газификации, обновления автопарка школьных автобусов и служб скорой медицинской помощи). В ряде случаев заявленные партией результаты подобного мониторинга могут предполагать жесткие вопросы к деятельности губернаторов (как в случае с критикой Турчаком реконструкции школьных зданий в Омской области), а также профильных чиновников региональных правительств и глав муниципальных образований.

3.Вероятно, уже в марте 2023 года в актуальную повестку сибирских и дальневосточных регионов будет возвращаться тема борьбы с природными пожарами. В 2022 году именно в марте в Красноярском крае были зафиксированы первые лесные пожары, а МЧС Хакасии оценивал ситуацию с ландшафтными пожарами как критическую. Учитывая, что целый ряд субъектов с традиционно сложной ситуацией в данной сфере в 2023 году являются предвыборными (среди них Хакасия и Якутия, где одновременно должны пройти выборы глав регионов и заксобраний, Красноярский, Приморский края и Новосибирская, Омская и Амурская области, где пройдут губернаторские кампании, Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край, где будут выбирать региональные парламенты), вероятно дальнейшее усиление внимания полпредов президента и руководства правительства к координации деятельности профильных служб и региональных властей в данной сфере, а также появление новых законодательных инициатив по доработке правовой базы  по вопросам профилактики таких стихийных бедствий и помощи жителям пострадавших населенных пунктов. Так, в конце февраля  Госдума приняла в первом чтении проект поправок в Лесной кодекс, касающихся создания федерального резерва сил и средств для охраны лесов от пожаров.

4.Проникновение диверсантов на территорию Брянской области, а также атаки с использованием беспилотных летательных аппаратов на объекты, расположенные за пределами приграничных регионов, должны мотивировать даже губернаторов субъектов, не соприкасающихся с зоной проведения спецоперации (по крайней мере, из Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов), усилить координацию с силовыми ведомствами, а также предпринять публичные шаги по решению иных задач в сфере безопасности (например, по поводу работы систем видеонаблюдения и состояния бомбоубежищ). На этом фоне можно ожидать усиления влияния заместителей губернаторов и вице-премьеров региональных правительств, курирующих вопросы безопасности. Нельзя исключать и перестановок в этих блоках в ряде регионов, где выше уровень подобных рисков, — например, в связи с нахождением на их территории важных транспортных узлов или оборонных предприятий. Вероятна и активизация критики в адрес глав предвыборных субъектов в случае недоработок в этой сфере (можно вспомнить, например, обсуждавшийся в медиа-пространстве Орловской области осенью 2022 года вопрос о наличии и готовности бомбоубежищ).

5.Среди приоритетных вопросов региональной политики, к которым также может проявить внимание федеральный центр в марте-апреле 2023 года – молодежная политика (например, с учетом резонанса вокруг «ЧВК «Редан», а также дополнительной актуализации темы патриотического воспитания с учетом подготовки к празднованию Дня победы). На этом фоне в течение марта-апреля можно ожидать усиления конкуренции между  субъектами  за получение федеральных грантов и субсидий в области молодежной политики, а также более пристального внимания к этой теме со стороны политиков, намеренных участвовать в региональных и муниципальных кампаниях в предвыборных регионах (прежде всего включающих в свой состав города-миллионники, где общественная тревожность по поводу деструктивного влияния на молодежь, как правило, выше).

 

4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Оглашение послания президента Федеральному собранию, реализация инвестпроектов в регионах, обсуждение хода реализации работ по реконструкции социальной инфраструктуры и догазификации, а также экологические проблемы и протестные акции на местах входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в феврале 2023 года.  

Заявление президента в рамках послания Федеральному собранию о возложении на комиссию Госсовета по направлению «Социальная политика» совместно с правительством решения организационных задач по созданию специального государственного фонда  для адресной помощи семьям погибших бойцов и ветеранам спецоперации, а по контролю за обновлением социальной инфраструктуры – на комиссию Госсовета по направлению «Экономика и финансы» способствует усилению влияния их руководителей: главы Новгородской области Андрея Никитина (с 10-го на 9-е место) и губернатора Челябинской области Алексея Текслера (с 13-го на 12-е место).

После прошедшего с участием президента (в формате видеоконференции) торжественного открытия объектов здравоохранения в возглавляемых ими регионах укрепляются позиции губернатора Красноярского края Александра Усса (с 33-го на 32-е место), главы Саратовской области Романа Бусаргина (с 52-го на 46-е место, переходит в группу с сильным влиянием), губернатора Липецкой области Игоря Артамонова (с 82-го на 78-е место).

При этом ослабевают позиции губернаторов, принимавших участие в рабочих встречах с президентом, но испытывающих негативное воздействие региональных проблем, затронутых в ходе бесед с главой государства: главы Архангельской области Александра Цыбульского (с 38-го на 44-е место), губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко (с 42-го на 47-е место), главу Волгоградской области Андрея Бочарова (с 53-го на 60-е место).

Начало реализации в Татарстане программы обновления коммунальных сетей, в которую в 2023 году планируется направить 30 млрд, а в 2024-м – 100 млрд. рублей, а также подготовка к проведению в 2024 году Игр будущего в Казани усиливают влияние главы республики Рустама Минниханова (с 4-го на 3-е место). Укрепляются позиции губернатора Тюменской области Александра Моора (с 8-го на 7-е место): регион занял третье место после Москвы и Санкт-Петербурга в «Рейтинге качества жизни» за 2022 год, подготовленном Агентством стратегических инициатив; резонанс приобрели реализуемые в области инвестпроекты, например, планируемый к завершению в 2024 году проект строительства домостроительного комбината с общим объемом инвестиций 2,2 млрд. рублей.

Нисходящий тренд затрагивает позиции руководителей ряда приграничных регионов: врио главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина (с 15-го на 17-е место), губернатора Курской области Романа Старовойта (с 19-го на 20-е место), врио главы Херсонской области Владимира Сальдо (с 50-го на 52-е место, покидает группу с сильным влиянием).

При этом усиливается влияние губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 16-го на 10-е место), губернатора Брянской области Александра Богомаза (с 24-го на 16-е место), врио губернатора Запорожской области Евгения Балицкого (с 48-го на 43-е место; очевидно, с учетом тезиса послания президента о необходимости создания инфраструктуры для морского транспорта, в том числе в прибрежных регионах Азовского побережья). Также укрепляются позиции врио главы Луганской народной республики Леонида Пасечника (с 25-го на 24-е место).

После критики секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака и министра просвещения Сергея Кравцова по поводу темпов проведения капремонта школ и социальной газификации в регионе ослабевают позиции губернатора Омской области Александра Буркова (с 56-го на 61-е место).  Нисходящий тренд затрагивает руководство регионов, перечисленных Кравцовым в связи со сложной ситуацией в сфере строительства новых школ: главы Калининградской области Антона Алиханова (с 9-го на 11-е место), губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (с 17-го на 18-е место), главы Краснодарского края Вениамина Кондратьева (с 21-го на 22-е место), губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 31-го на 34-е место),  главы Кабардино-Балкарии Казбека Кокова (с 49-го на 54-е место, покидает группу с сильным влиянием).

На фоне поручения вице-премьера Виктории Абрамченко провести проверку в связи с жалобами жителей Стерлитамака и Салавата на качество воздуха покидает группу с очень сильным влияние глава Башкирии Радий Хабиров (с 20-го на 21-е место). В условиях повышения взносов за капремонт в регионе ослабевают позиции губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (с 18-го на 19-е место). Поручение замгенпрокурора Дмитрия Демешина, посетившего Алтайский край, разобраться с ростом тарифов ЖКХ в регионе в связи с прошедшими по этому поводу акциями протеста приводит к ослаблению позиций губернатора Виктора Томенко (с 46-го на 49-е место).

 

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в январе Средний балл
 

Очень сильное влияние

Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1 1 9,68
Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2 2 7,95
Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

3 4 7,65
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт-Петербург
4 3 7,54
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
5 5 7,11
Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

6 6 6,76
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
7 8 6,57
Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

8 7 6,45
Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

9 10 6,43
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
10 16 6,40
Алиханов Антон Андреевич

Губернатор Калининградской области

11 9 6,36
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
12 13 6,33
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало-Ненецкого АО
13 12 6,31
Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

14 11 6,30
Дрозденко Александр Юрьевич

Губернатор Ленинградской области

15 14 6,28
Богомаз Александр Васильевич

Губернатор Брянской области

16 24 6,25
Пушилин Денис Владимирович
И.о. главы Донецкой Народной Республики
17 15 6,23
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
18 17 6,21
Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

19 18 6,19
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
20 19 6,16
 

Сильное влияние

Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
21 20 6,15
Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края
22 21 6,13
Аксёнов Сергей Валерьевич

Глава Республики Крым

23 23 6,11
Пасечник Леонид Иванович
И.о. главы Луганской Народной Республики
24 25 6,07
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
25 26 6,05
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
26 27 6,02
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
27 22 6,00
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия-Алания
28 28 5,97
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
29 29 5,95
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
30 30 5,91
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
31 32 5,88
Усс Александр Викторович
Губернатор Красноярского края
32 33 5,83
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
33 40 5,80
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
34 31 5,79
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
35 35 5,77
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
36 34 5,75
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
37 44 5,72
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
38 41 5,69
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
39 37 5,67
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
40 39 5,64
Парфенчиков Артур Олегович

Глава Республики Карелия

41 45 5,63
Голубев Василий Юрьевич

Губернатор Ростовской области

42 36 5,61
Балицкий Евгений Витальевич
И.о. губернатора Запорожской области
43 48 5,60
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
44 38 5,59
Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра

45 43 5,57
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
46 52 5,55
Лимаренко Валерий Игоревич

Губернатор Сахалинской области

47 42 5,52
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
48 47 5,50
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
49 46 5,47
Гусев Александр Викторович

Губернатор Воронежской области

50        54 5,45
 

Среднее влияние

Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
51 57 5,42
Сальдо Владимир Васильевич
И.о. губернатора Херсонской области
52 50 5,40
Дегтярёв Михаил Владимирович

Губернатор Хабаровского края

53 51 5,39
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино–Балкарской Республики
54 49 5,37
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
55 58 5,35
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа  
56 59 5,32
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
57 61 5,30
Темрезов Рашид Бориспиевич

Глава Карачаево-Черкесской Республики

58 60 5,29
Егоров Максим Борисович
Глава администрации Тамбовской области
59 55 5,27
Бочаров Андрей Иванович

Губернатор Волгоградской области

60 53 5,25
Бурков Александр Леонидович
Губернатор Омской области
61 56 5,23
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
62 62 5,20
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
63 67 5,18
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
64 63 5,16
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
65 64 5,14
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
66 65 5,10
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
67 66 5,03
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
68 68 5,01
Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

69 69 4,96
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
70 74 4,92
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
71 71 4,88
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
72 72 4,86
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
73 80 4,85
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
74 75 4,82
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
75 76 4,80
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
76 77 4,78
Островский Алексей Владимирович

Губернатор Смоленской области

77 78 4,75
Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области
78 82 4,72
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
79 73 4,70
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
80 81 4,68
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
81 79 4,65
Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

82 70 4,64
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
83 85 4,61
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
84 84 4,60
Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

85 83 4,57
Копин Роман Валентинович

Губернатор Чукотского АО

86 86 4,55
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
87 88 4,52
Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия
88 87 4,50
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
89 89 4,46

 

 Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

  Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2023 г.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: