Сдача Хабаровска: почему протестный город должен возглавить кандидат от власти
Выборы мэра Хабаровска могут стать завершающим этапом «вымывания» оппозиции из системы власти протестного региона. Именно для решения этой задачи в Хабаровске сохраняется прямое голосование, по итогам которого должен легитимно укрепиться мэр-единоросс Сергей Кравчук. Инсайдеры ждут полной смены политического контроля: от ЛДПР он должен перейти к «Единой России». Гарантировать «партийный транзит» к президентским выборам должен губернатор Михаил Дегтярев.
Относительно самостоятельная и конфликтная гордума Хабаровска с сильными позициями ЛДПР – проблема для региональной власти. При этом главная угроза власти от прямых выборов в Хабаровске – протестное население – уже не так сильна, в основном из-за усилий полпреда Юрия Трутнева и ослабления оппозиции новой властью.
Пока эксперты прогнозируют мэрскую кампанию в Хабаровске как весьма конкурентную, прежде всего из-за активного населения, которое заявило о себе в масштабных протестах 2020 года (после ареста губернатора Сергея Фургала). Кроме того, это последний шанс для оппозиции показать свою силу и попробовать повторить успех 2018 года. Тогда на выборах в Заксобрание ЛДПР получила 30 из 36 мандатов, а в гордуму – 34 из 35. Однако после прихода в регион Михаила Дегтярева политическая ситуация серьезно изменилась – и не в пользу ЛДПР, выходцем из которой он является.
В результате скандалов и бегства людей из партии ЛДПР потеряла большинство в гордуме, но продолжает сохранять около половины мест. В краевом парламенте положение партии тоже шаткое, из нее уходят люди. За два года в регионе установилось условное равновесие: в думе сейчас представлены практически в равных долях СРЗП, ЛДПР и «Единая Россия». И это, по мнению политологов, во многом результат политики губернатора Дегтярева, который сделал все, чтобы ограничить усиление ЛДПР. Так называемая фургаловская фронда – активные депутаты, поддерживающие опального экс-главу, – были фактически изгнаны из партии. Но небольшая часть из них продолжает работать в городском парламенте и раскачивать лодку. Время от времени депутаты саботируют важные решения и публично атакуют Дегтярева, обвиняя его в «политических репрессиях» и «личной мести».
Казалось бы, еще во время доминирования ЛДПР в гордуме (да и сейчас тоже), до всех скандалов, либерал-демократам было выгодно инициировать выборы мэра городской думой, отменив прямые. У партии была уникальная ситуация для оппозиции: большинство голосов. ЛДПР могла легко провести нужного элите партии деятеля. Это, очевидно, было необходимо и губернатору-«варягу» Дегтяреву, которого поначалу не очень устраивал мэр-единоросс Кравчук.
Однако этот вопрос ни разу не был поднят. Более того, Дегтярев недавно сообщил, что он «за прямые выборы мэра». Интересный парадокс эксперты объясняют просто: судьбу мэра Хабаровска решили в Москве. Дегтяреву, как полагают инсайдеры, не рекомендовали отдавать мэрский пост кандидату от ЛДПР в целях сохранения политического равновесия. Таким образом, сомнений в сохранении поста за Кравчуком практически нет. Более того, эксперты не смогли даже назвать его потенциальных конкурентов, они пока не определены.
Угроза роста протестных настроений в период выборов сохраняется, но ситуация теперь под контролем не только губернатора, но и полпреда Юрия Трутнева. Влиятельного полпреда в ДФО принято считать фактическим губернатором края. Через него достигаются основные экономические договоренности, он лоббирует поступление инвестиций.
То, что на этот раз федеральная власть следит за социальным недовольством и подкрепляет проекты деньгами, укрепляет и губернатора, и отношение к Кремлю. Эксперты оценивают регион как более устойчивый и финансово стабильный, чем ранее. Оснований для масштабных протестов образца 2020 года пока нет. А после безрезультатных «фургаловских» митингов население осознало, что с позицией Москвы придется в любом случае смириться.