Самарская область: проблемное поле, региональная повестка и новые приоритеты развития


Заметное влияние на политическую повестку Самарской области в феврале-марте 2020 года оказали федеральные темы – борьба с распространением коронавирусной инфекции, а также подготовка к празднованию Дня Победы и проведению голосования по поправкам к Конституции.

При этом не снижается значение стратегических приоритетов, обозначенных Дмитрием Азаровым в послании к губернской Думе и жителям области: развития социальной и транспортной инфраструктуры региона с привлечением к принятию управленческих решений представителей общественных организаций и локальных сообществ. Командой губернатора предприняты шаги по формулированию детальной повестки, которая может серьезно повлиять на муниципальные избирательные кампании в сентябре (в том числе на местные выборы в областном центре). 

Проблемное поле и коронавирус: губернатор перехватывает инициативу 

Ставка на вовлечение граждан в обсуждение значимых финансовых вопросов, прямой контроль губернатора за решением социально-экономических проблем, связанных с распространением коронавирусной инфекции, а также оперативное реагирование региональных властей на недочеты в деятельности муниципальных чиновников становятся значимыми преимуществами руководства Самарской области в рамках реагирования на вызовы, диктуемые обшенациональной повесткой.

Реагируя на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, руководство региона продемонстрировало  внимание к социальным аспектам проблемы и лоббистские возможности, значимые для повышения эффективности работы системы здравоохранения в новых условиях. Были проведены мероприятия по подготовке медицинской инфраструктуры области (так, для этих целей может быть задействовано 1053 инфекционных койки в 25 медицинских учреждениях, а также 258 инфекционных боксов и полубоксов на 688 человек), а также усилению мер предосторожности на ключевых транспортных узлах (например, аэропорт «Курумоч» имеет международный терминал, через который проходят пассажиропотоки и в соседние регионы).

Во второй половине марта стало известно о планах предоставить Самарской области дополнительно к имеющимся в регионе 1353 аппаратам искусственной вентиляции легких (ИВЛ) новую партию ИВЛ. Уровень обеспеченности территорий такими аппаратами стал важной темой для дискуссий в федеральном медиа-пространстве. Кроме того, Дмитрий Азаров отреагировал на социально-экономические последствия распространения коронавирусной инфекции, лично проведя мониторинг обеспеченности продовольственными товарами первой необходимости гипермаркетов Самары. Все эти меры способствуют снижению тревожности населения в краткосрочной перспективе, что может стать дополнительным позитивным фактором для региона в условиях роста соответствующих опасений в СМИ, соцсетях и мессенджерах на федеральном уровне. А в среднесрочной перспективе – работают на укрепление доверия к команде губернатора в преддверии муниципальных избирательных кампаний в сентябре 2020 года.

Другими аспектами федеральной повестки, значимыми для общественных настроений в регионе, стала подготовка к празднованию Дня Победы и общенародному голосованию о внесении изменений в Конституцию. Оба сюжета также усиливают общественный запрос на дополнительные меры социальной политики властей (в случае с празднованием Дня Победы – в первую очередь в отношении представителей старших возрастных групп).

Одной из ключевых тем, поднимаемых оппозицией в этих условиях, стало восстановление в полном объеме социальных льгот для пенсионеров, отмененных при администрации Николая Меркушкина (это проблема, к которой в первую очередь обращались активисты КПРФ и наиболее активный представитель этой фракции в губернской Думе – Михаил Матвеев). При этом резонанс вокруг проблем противодействия распространению коронавирусной инфекции пока ограничил темпы роста политической активности населения.

Тактика работы Дмитрия Азарова с этими  вызовами определяется двумя основными принципами – вовлечения общественности в обсуждение ключевых вопросов повестки и оперативного личного реагирования губернатора на проблемы (в том числе локального уровня). 

Решение об увеличении социальных выплат для ветеранов войны и труда с 1 января текущего года было принято еще до начала активной фазы обсуждения конституционных поправок. При этом значимым событием может стать и проведение опроса среди жителей региона о распределении средств выделенного Самарской области президентского гранта. Такой подход позволяет областным властям удерживать инициативу в формировании региональной социальной повестки, при этом работая на повышение интереса граждан к участию в общенародном голосовании (что приобретает дополнительное значение в условиях обсуждения угроз, связанных с распространением коронавирусной инфекции, влияя на предполагаемый уровень явки участников голосования).

В подобных условиях возрастают патерналистские ожидания граждан, усиливая запрос на прямое участие региональных властей в решении проблем местного уровня, в том числе – вмешательства в наиболее резонансные ситуации, в которых были нарушены права отдельных граждан. В этом контексте значимой для уровня доверия руководству области стала жесткая реакция Дмитрия Азарова на подходы к работе руководства Красноярского района, не отреагировавшего в должной мере на обращение ветерана Великой Отечественной войны Владимира Сапарова. Губернатор, помимо прочего, потребовал, чтобы «каждого ветерана Великой Отечественной войны главы районов знали в лицо».

В сфере кадровой политики показательно назначение заместителем председателя регионального правительства, курирующим экономические вопросы, Натальи Катиной. С одной стороны, это часть федерального тренда на продвижение управленческих кадров с опытом работы в двух или более регионах (Катина возглавляла ранее Фонд имущества Ленинградской области). С другой — свидетельство дальнейшего укрепления позиций в региональных органах власти людей, работавших с Дмитрием Азаровым на предыдущих этапах его карьеры (Катина занимала пост в администрации Самары в период, когда нынешний губернатор был главой города).

В апреле 2020 года в центре региональной общественно-политической повестки  будут находиться вопросы реагирования властей на комплекс проблем, связанных с противодействием распространению коронавирусной инфекции. Это предполагает особое внимание общественности и оппозиционных сил к ситуации не только к системе здравоохранения, но к социальному блоку в целом и, возможно, к работе общественного транспорта и снабжения продовольственными товарами. Руководство Самарской области уже на ранних этапах  обсуждения проблемы продемонстрировало комплексное внимание к этим проблемам. В течение апреля-мая 2020 года можно ожидать как ужесточения контроля за работой муниципальных властей со стороны регионального правительства, так и, возможно, тестирования новых методов учета мнения граждан по значимым социальным и финансово-экономическим вопросам (прежде всего с помощью инструментов, позволяющих проводить опросы граждан удаленно).    

Послание Дмитрия Азарова: ответ на социальные вызовы  

Представленное Дмитрием Азаровым 3 февраля 2020 года послание к губернской Думе и жителям Самарской области демонстрирует сохранение ключевых приоритетов развития региона, обозначенных губернатором в 2019 году, с корректировкой подходов к их реализации.

В числе первоочередных приоритетов в посланиях и 2019-го, и 2020 года — социальная проблематика. В документе 2019 года в рамках отчета о реализации национальных проектов в первую очередь шли тематические блоки, посвященные здравоохранению, демографии и образованию.  В 2020 году в числе приоритетов самарских областных властей также остается поддержка семей с детьми. Дмитрий Азаров напомнил, что в 2019 году из федерального и регионального бюджетов получили помощь более 100 тысяч таких семей, проживающих в области, расходы превысили 7 млрд. рублей, а «планы на текущий год у нас еще более масштабные». Однако в 2020 году появились новые акценты в работе областных властей на этом направлении. Прежде всего это организация горячего питания для школьников в соответствии с приоритетами, обозначенными Владимиром Путиным в январском Послании Федеральному Собранию. Затрагивая ситуацию в сфере социальной и демографической политики, Дмитрий Азаров напомнил о программе строительства детских садов (по итогам 2019 года в регионе завершены строительные работы в 17 детских садах, в 2020 году планируется ввести в эксплуатацию еще 13, а в действующих дошкольных учреждениях будут открыты 1,5 тысячи мест в ясельных группах).

В фокусе внимания региональной власти — проблемы работы первичного звена системы здравоохранения. В 2019 году построены детская и взрослая поликлиники, а также два сосудистых центра в Тольятти, поликлиника в микрорайоне «Южный город» Волжского района, организован центр амбулаторной онкологической помощи на базе Самарской больницы №8, в сельской местности введены в строй 14 фельдшерско-акушерских пунктов. В числе приоритетов 2020 года  – модернизация ФАПов и других учреждений первичного звена системы здравоохранения.

Еще один очевидный приоритет  — реализация инфраструктурных проектов, причем, как местного (в 2020 году запланировано завершение и ввод в эксплуатацию Пестравского группового водовода, начинаются строительные работы по объектам водоснабжения в Кошкинском и Большеглушицком районах), так и федерального значения (подготовка к  возведению моста через Волгу, который станет частью международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай», завершение работ по строительству развязки с трассы М5 в Тольятти).

Губернатор сформулировал задачи формирования комфортной городской среды (на эти цели в 2020 году планируется направить более 1,3 млрд. рублей региональных и федеральных средств), а также улучшения жилищных условий для граждан в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». По словам Дмитрия Азарова, «мы ввели в эксплуатацию 1841 тысяч квадратных метров жилья. Чтобы понять, что это за объем, приведу такой пример: в прошлом году в Москве, где проживает 12,6 миллионов человек, построено 5,5 миллионов квадратных метров жилья, это за долгие-долгие десятилетия рекордные показатели, а у нас – 1,84 при численности населения 3,2 миллиона человек, то есть по объемам строительства жилья на душу населения мы на 30% опережаем столицу».

При этом Азаров формулирует новые подходы для решения приоритетных задач, согласующиеся с федеральными трендами.

 

Во-первых, укрепление каналов обратной связи с локальными сообществами. Губернатор подчеркнул, что «все продукты, все товары для детских учреждений должны проходить не только профессиональную сертификацию, но к оценке качества в обязательном порядке должны привлекаться родители, представители общественности» (в этом смысле в качестве позитивного примера он привел созданную в регионе систему добровольной сертификации «Самарское качество»). К этой же группе целей стоит отнести курс на привлечение граждан к определению бюджетных приоритетов, что вполне соответствует задачам «народного бюджетирования», о котором на федеральном уровне заявляли Владимир Путин и руководство «Единой России» (как отметил самарский губернатор, «мы обязательно посоветуемся с людьми о том, как расходовать эти средства»).

Во-вторых, взаимодействие с волонтерами, инициативными группами и общественными организациями. Эта тема была весьма значимой в ходе президентской предвыборной кампании Владимира Путина и, вполне возможно, получит дополнительный федеральный резонанс, учитывая курс Кремля на формулирование новой социальной повестки и расширение базы поддержки власти. Политический менеджмент Самарской области, возможно, работает на опережение, поднимая эти темы до того, как они могут вновь оказаться в центре федеральной политической повестки. В  недавнем послании Дмитрий Азаров, в частности, призвал к взаимодействию с общественными организациями в рамках защиты исторического облика Самары: «У нас есть прекрасная инициативная группа «Том Сойер Фест», которая своими руками, без бюджетных средств многие дома привела в порядок, попросите совета у них в организации этой работы».

В-третьих, усиливается контроль за муниципальными органами власти.  Азаров специально обращает внимание на сферы, которые находятся в зоне ответственности муниципальных властей. Например, вопросы, связанные с работой пищеблоков и организации питания школьников; созданием условий для привлечения кадров в системы здравоохранения (в связи с этим губернатор высказал замечания в связи с ситуацией в Тольятти); организацией дискуссий с обсуждением статей «народного бюджета». Здесь руководство области также оперативно реагирует на федеральные тренды: вероятно, в 2020 году ситуация в системе местного самоуправления будет находиться в зоне особого внимания Центра. В качестве одной из задач, поставленных Владимиром Путиным в ходе прошедшего в январе заседания Совета по развитию местного самоуправления в Красногорске, названа разработка Основ государственной политики в этой сфере на период до 2030 года. Показателен курс на повышение ответственности губернаторов за решение бюджетно-финансовых проблем муниципальных образований.

Дмитрий Азаров, возглавивший не так давно Самарское областное отделение «Единой России», упомянул эту партию в своем послании. Вполне вероятно, что роль «Единой России» в качестве значимого канала обратной связи между гражданами и руководством региона, а также структуры, обеспечивающей контроль за ситуацией в муниципальных образованиях, дополнительно возрастет. Примечательно, что исполком регионального отделения этой партии в декабре 2019 года возглавил Дмитрий Холин, обладающий опытом и политического менеджмента, и практической работы на муниципальном уровне.

Лоббистские усилия Азарова и национальные проекты в регионе   

Оценки деятельности администрации Самарской области по итогам 2019 года со стороны федеральных властей свидетельствует о сохранении высокого лоббистского потенциала руководства региона и эффективности менеджмента. Так, в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, подготовленным Агентством стратегических инициатив, Самарская область в 2019 году поднялась на 24 позиции, заняв 24-е место (по итогам 2018 года также фиксировался рост – на 17 позиций). А в 2020 году регион гарантированно получит 35,5 млрд. рублей из федерального бюджета, в том числе грант в размере 1,5 млрд рублей за достижение «наилучших значений показателей деятельности региональных органов исполнительной власти».

Среди ключевых направлений работы руководства Самарской области с федеральными ведомствами и корпорациям остается инфраструктурное развитие региона. Кроме уже упомянутых приоритетов в сфере развития транспортной инфраструктуры, сюда стоит отнести и вопросы газификации региона. Характерно, что на встрече Дмитрия Азарова с руководством ПАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз», состоявшейся в начале февраля 2020 года, обсуждалось взаимодействие, связанное с разработкой программы газификации населенных пунктах на период 2021-2025 годов, которая готовится корпорацией на федеральном уровне.

Одной из значимых тем 2020 года станет работа научно-образовательного центра Самарской области по получению федерального статуса. Индустриальными партнерами этой структуры, созданной в мае 2019 года по поручению Дмитрия Азарова, уже стали госкорпорации «Ростех» и «Роскосмос».

Важным акцентом в работе региональных властей остается развитие особой экономической зоной «Тольятти». В январе Минпромторг подтвердил соответствие индустриального парка этой особой экономической зоны федеральным требованиям. Интерес к ОЭЗ «Тольятти» со стороны федеральных структур означает и дальнейшее повышение внимания регионального руководства к ситуации в «Автограде» — не только в связи с обеспечением работы индустриального парка, но и с решением социальных и инфраструктурных проблем города (не случайно Азаров несколько раз упомянул этот город в своем февральском послании, затронув темы вопросы развития медицинских учреждений и его транспортной инфраструктуры). В этой связи также стоит отметить на обращения губернатора к Правительству России с призывом  поддержать производство на АвтоВАЗе автомашин, работающих на газомоторном топливе.

Федеральные тренды, проявившиеся в январе, могут способствовать дополнительному усилению лоббистского потенциала региона в 2020 году. Например, назначение на пост первого вице-премьера Андрея Белоусова многие эксперты связывают с курсом Владимира Путина на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры страны. В связи с этим можно обратить внимание на два акцента, обозначенные Дмитрием Азаровым в начале года: во-первых, это курс на инициативное участие региона в реализации федеральных проектов (по аналогии со строительством спортивных объектов накануне мундиаля-2018), во-вторых, жесткий контроль областных властей за их реализацией (можно отметить обращение губернатора к министру транспорта и автомобильных дорог региона Ивану Пивкину: «считаю ваш контроль здесь недостаточным»). Министерство транспорта России высоко оценило в феврале уровень готовности Самарской области к основному этапу строительства мостового перехода через Волгу.

Эти тенденции федеральной политики связаны и с дополнительными вызовами для региона. Например, внимание Центра к инфраструктурным проектам означает и возрастание уровня конкуренции между регионами за их приоритетную реализацию. Поэтому в 2020 году стоит ожидать как активной работы руководства области с федеральными структурами для продвижения интересов области, так и активного привлечения федеральных чиновников к участию в форумах и экспертных акциях в регионе. Предсказуемо и особое внимание руководства региона к продвижению местных некоммерческих брендов, в том числе в сфере историко-архитектурного наследия (в этом контексте показательно  предоставление центру Самары в конце 2019 года статуса исторического поселения).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: