Бюджетное обострение: как власти Сахалина решили не дожидаться федеральных денег


Сахалинские власти нашли способ восполнить бюджет региона, который в ближайшие три года получит меньше федеральных денег, чем было обещано. Недостающие средства – более 20 млрд рублей – будут изъяты в областную казну из капиталов региональных госкомпаний. Соответствующие поправки уже одобрены местным парламентом. Чиновники утверждают, что это решение принято, чтобы «не терять темп» развития региона. Эксперты связывают данные меры с приближающимися губернаторскими выборами. Подробнее – в обзоре «РК».

Бюджет региона

Объем субсидий из федерального бюджета, которыми обещали компенсировать изымаемые из бюджета Сахалинской области нефтегазовые доходы, решено сократить более чем в два раза. В ходе заседания комитета по бюджету и налогам областной думы министр финансов Сахалинской области Анна Харченко сообщила, что поступление в область средств из федерального бюджета в этом году снижено на 6,1 млрд рублей (до 19,1 млрд), в 2020-м – на 14,8 млрд (до 8 млрд), а в 2021-м – на 18,6 млрд (до 2,9 млрд рублей). Об этом пишет ИА Sakh.com.

По данным «Коммерсанта», для финансирования планов развития и инвестиционной программы региона предложено за три года изъять более 20 млрд рублей из капиталов двух государственных акционерных обществ.

«Принятие решения связано с недостаточностью прогнозируемых в соответствии с федеральным и региональным бюджетным законодательством источников доходов для исполнения необходимых расходных обязательств областного бюджета»,– цитируют журналисты министра финансов региона Анну Харченко.

Как поясняет издание, для организации конкурсов на строительство или проектирование объектов в рамках инвестиционных или инфраструктурных программ необходимо подкрепление каждого из них соответствующей строкой бюджета. Без этого, сказал и. о. председателя правительства Алексей Белик, своевременно начать работы невозможно. «Чтобы не терять темп, предусматриваем эти передвижки. В дальнейшем денежные средства будут восстановлены в полном объеме. Изъятия средств нет: заседание подкомиссии по 2020–2021 годам еще не состоялось, по 2019-му тоже полноценного заседания еще не было. Было только по Сахалину – по нашей инициативе, чтобы часть денежных средств уже получить и начать работу», – объяснил чиновник авральные передвижки.

Первые изъятия денежных средств из уставных капиталов акционерных обществ начнутся уже в 2019 году – из активов «Корпорации развития» в бюджет переведут 4,3 млрд рублей. Благодаря этому, а также пересчету ожидаемой областной доли от налогов по соглашению о разделе продукции проекта «Сахалин-2» (+ 3,8 млрд) налоговые и неналоговые доходы в этом году вырастут сразу на 8,1 млрд рублей. Вкупе с уменьшением трансферта из бюджета федерации это даст рост общих «заработков» казны на 1,9 млрд. Об этом пишет региональное СМИ sakhalin.info.

В 2020-м корпорация вернет в бюджет 5,1, а в 2021-м – 4,6 миллиарда рублей. Еще 8 млрд в финальный год трехлетки добавит в казну Сахалинское ипотечное агентство.

Как пишут журналисты, известие о пересмотре параметров бюджета вызвало у депутатов сдержанную реакцию. В итоге 7 марта поправки были приняты областной думой в двух чтениях.

Замечания в соцсетях

В социальных сетях блогеры обсуждают дотации, которые поступают в регионы, а также превышение доходов над расходами бюджетов.

«На самом деле перед половиной регионов маячит перспектива банкротства, а некоторые, например, Мордовия, Новгородская и Костромская области, могут объявить дефолт уже в ближайшее время. Напоминаю: областей, не получающих дотаций из федерального бюджета, у нас колеблется от 12 до 14. Помимо нефтегазовых субъектов и обеих столиц с их областями, это еще Самарская область, а также Татарстан и Сахалин. В двух последних тоже велика роль углеводородов. Богаты от природы также Магадан и Кузбасс, которые то попадают, то вылетают из списка. Даже Краснодарский край со всеми его полями и морями получает дотации, да еще и имеет огромный госдолг. Кассовые разрывы регионы преодолевают дорогими банковскими кредитами, при этом, чтобы не снизили дотации, выполняют драконовские нормы Минфина и урезают все «непрофильные» траты, проще говоря, те самые инвестиции», – пишут авторы канала «Стукач».

Тем временем, как сообщает канал «Газ-Батюшка», компании Sakhalin Energy – оператор проекта «Сахалин-2» – и «Ямал СПГ» получили в январе 2019 года доходы от экспорта СПГ в размере 750,8 млн долларов.

«Это в 2,3 раза больше по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Sakhalin Energy – оператор проекта «Сахалин-2», первого в РФ проекта по производству СПГ. Акционеры оператора проекта: «Газпром» (50 %), Royal Dutch Shell (27,5 %), японские Mitsui (12,5 %) и Mitsubishi (10 %)», – пишут они.

Неординарное решение

Сахалинская область – неординарный регион с точки зрения построения бюджетной системы, говорит завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. «Объ­ем ре­ги­о­наль­ной каз­ны очень силь­но за­ви­сит от нере­гу­ляр­ных по­ступ­ле­ний, свя­зан­ных с со­гла­ше­ни­ем о раз­де­ле про­дук­ции по неф­те­га­зо­вой до­бы­че, которая там про­ис­хо­дит. Этот ре­ги­он уни­ка­лен хотя бы тем, что он жи­вет с прак­ти­че­ски нулевым объ­е­мом об­ласт­но­го дол­га, что от­ли­ча­ет его от по­чти всех осталь­ных субъ­ек­тов РФ. Пе­ри­о­ди­че­ски бюд­жет Са­ха­лин­ской об­ла­сти силь­но на­пол­ня­ет­ся до­хо­да­ми, но в последующие годы мо­жет про­изой­ти их со­кра­ще­ние в силу объ­ек­тив­ных про­цес­сов, ко­то­рые но­сят столь уни­каль­ный ха­рак­тер», – отмечает Климанов.

По его мнению, неординарные решения сахалинских властей в вопросе бюджетного планирования могут быть обусловлены рядом факторов. Во-первых, приближаются губернаторские выборы. Во-вторых, присутствует неко­то­рая на­пря­жен­ность в до­го­вор­ных отно­ше­ни­ях с Япо­ни­ей, про­бле­ма Юж­ных Ку­рил ста­но­вит­ся от­ча­сти пред­ме­том тор­га раз­ных участ­ни­ков по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са, добавляет Климанов.

Между тем, как заявил «РК» директор Центра политических исследований Финансового университета Павел Салин, врио губернатора региона Валерий Лимаренко, руководствуясь предвыборной логикой, активно занялся финансированием региона. Именно таким образом можно объяснить эти беспрецедентные меры.

«Просьбы о преференциях от государственных акционерных обществ, у которых было решено изъять деньги, могут последовать. Но важнее вопрос о внутриэлитных договоренностях: были ли они достигнуты? Была ли это консолидированная позиция всех групп влияния в Москве, которые заинтересованы в финансировании Сахалина, или нет? Данное решение стало авральным, принятым в одностороннем порядке? Вопросы пока остаются открытыми», – заявил он.

Эксперт предположил, что, скорее всего, предварительная договоренность все-таки была достигнута. Поэтому в случае, если вопрос о дополнительных финансовых влияниях в эти государственные корпорации все-таки встанет, то это будет лишь формальностью, которую достаточно быстро урегулируют.

В свою очередь, факт того, что Сахалинская область оказалась в достаточно тяжелой ситуации из-за нехватки денежных средств в бюджете, которые в результате пошли на горизонтальное выравнивание, упомянул политолог доктор политических наук и профессор Илдус Ярулин.

«На Дальнем Востоке это была единственная область с профицитным бюджетом, представляющая собой регион-донор, хорошее финансовое положение которого было достигнуто за счет газа и нефти. Поэтому в свое время бюджет Сахалинской области «пощипали» очень серьезно. В итоге оказалось, что многие программы, которые нужно реализовывать, не двигаются с места», – сказал он.

При этом эксперт придерживается мнения, что решение об изъятии средств связано с выборами губернатора, так как Валерий Лимаренко не может допустить появления протестной волны.

«Сейчас у госкорпораций средства изымаются, а потом им это будет компенсировано разными способами, потому что из бюджета пока денег взять не получается. Для того чтобы сохранить стабильность на Дальнем Востоке и в Сахалинской области, приходится идти на такие шаги. В последнее время фиксировалась критика, связанная с невыполнением статьи 7 Конституции РФ о социальном государстве (критику высказывал даже Володин). Сейчас власти будут показывать, что он исполняется. Через 2,5 года выборы в Государственную думу. Что-то нужно делать, а времени уже не так много. Скорее всего, Сахалин и вообще Дальний Восток – это те территории, с которых, возможно, и начнется целенаправленное наступление на бедность (исполнение социальных обязательств, о которых говорил президент в своем послании). А на Дальнем Востоке перекосы в этом отношении бывают очень серьезные. Для того чтобы начать эту программу, выбрали Сахалин, заодно оказав поддержку врио губернатора. Сахалинская область станет первым регионом, где будет опробована новая финансовая модель», – резюмировал эксперт.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: