Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в июле 2021 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
Значимым трендом стало в июле 2021 года выстраивание нового баланса в регулировании региональной политики федерального центра. Наиболее резонансным из таких решений становится назначение вице-премьеров кураторами федеральных округов. Вопреки популярным прогнозам, в ближайшей перспективе представляется крайне маловероятной ликвидация института полпредов президента в федеральных округах и наделение вице-премьеров полным объемом их полномочий – в том числе ввиду высокой загруженности чиновников правительства основными обязанностями.
В перспективе ближайших месяцев (возможно, уже после завершения парламентской кампании) стоит ожидать дополнительной конкретизации полномочий вице-премьеров по работе с регионами и разделения сфер ответственности между ними и полпредами. Возможно, в сферу особого внимания вице-премьеров попадут экономически проблемные регионы или территории, где дополнительные управленческие риски носят ситуативный характер (например, в связи с чрезвычайными ситуациями, внутриэлитными конфликтами, социально-экономическими проблемами, возможно, дополнительными внешнеполитическими вызовами, если речь идет о приграничных субъектах Федерации). В таком случае эта практика будет реализовываться в логике развития инициативы по назначению из числа членов правительства кураторов для экономически проблемных регионов, о которой было заявлено еще в марте 2019 года. Кроме того, нельзя исключать дифференцированного подхода к распределению полномочий между вице-премьерами и полпредами — в том числе в зависимости от ситуации в соответствующих федеральных округах и бэкграунда конкретных управленцев. Так, полпреды, являющиеся выходцами из силовых структур, могут в большей степени сосредоточиться на контроле за реализацией нацпроектов и иных федеральных инициатив на местах — на фоне более активной работы курирующих эти же округа вице-премьеров по разработке программ социально-экономического развития территорий.
При этом на фоне активного обсуждения подходов к корректировке налоговой политики в отношении регионов (что во многом связано с вниманием к этой теме Владимира Путина в ходе «Прямой линии» в июне 2021 года) скорее можно ожидать осторожных подходов Кремля к региональному налогообложению. В частности, дискуссию вызывает вопрос о перераспределении налоговых доходов в пользу регионов непосредственного нахождения производств. Скорее всего, внимание к этой теме может дополнительно возрасти в конце августа-сентябре 2021 года – на завершающих этапах парламентской кампании и на фоне подготовке к обсуждению проекта федерального бюджета. Но наиболее вероятным представляется выдвижение отдельных налоговых инициатив до думских выборов с более детальным их обсуждением уже после завершения кампании.
Сохраняется тренд на усиление роли «Единой России» в реализации приоритетных инициатив президента, а также реагировании на значимые социально-экономические вызовы. Можно отметить анонсированные секретарем Генсовета партии Андреем Турчаком в ходе рабочей поездки в Псковскую область в конце июля 2021 года планы по формированию реестра школ, нуждающихся в капитальном ремонте, которые в рамках реализации концепции «инфраструктурного рывка» должны быть представлены в правительство в августе. Другой пример — обсуждение дополнительных мер в рамках программы социальной газификации регионов с участием Андрея Турчака и вице-премьера Александра Новака. Безусловно, следует отметить и меры по сдерживанию роста цен продовольствие – с формированием федеральной рабочей группы, которую возглавил вице-спикер Госдумы от «Единой России» Алексей Гордеев, а также региональных штабов с участием представителей субъектов Федерации.
В перспективе 2022-2024 годов (между федеральными избирательными кампаниями) такой тренд будет способствовать, во-первых, повышению роли региональных и местных отделений «Единой России», улучшению их взаимодействия с федеральным центром, а значит возникновению дополнительных карьерных возможностей у деятелей этого уровня (с вероятностью перехода в федеральные органы власти и продолжения карьеры в других регионах). Во-вторых — закреплению и развитию взаимодействия между партией парламентского большинства, с одной стороны, и волонтерским движением, а также социально ориентированными НКО — с другой (возможно, с расширением круга общественных активистов, вовлекаемых в орбиту партии). Этот тренд может оказать влияние на кадровую политику партии в ходе региональных и муниципальных выборов 2022-2024 годов.
Акции с участием руководства страны в июле 2021 года свидетельствуют об особом внимании Кремля к развитию жилищного строительства – можно выделить, например, поручение Владимира Путина правительству в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам «последовательно увеличивать набранные темпы». Показательны ожидаемые высокие темпы реализации мер в сфере инфраструктурного строительства (отметим реплику главы государства о том, что в рамках проектов с привлечением инфраструктурных кредитов «до конца 2023 года объём фактически сданных по ним работ должен превысить полтриллиона рублей»), а также прямое участие президента в обсуждении наиболее значимых из подобных проектов (среди событий июля можно отметить прошедшее под председательством Владимира Путина совещание по вопросам развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Это означает сохранение особого внимания властей к деятельности строительной отрасли как минимум в перспективе ближайших лет, что предполагает как разработку дополнительных мер поддержки отраслевых игроков, так и усиление конкуренции за участие в наиболее значимых проектах между влиятельными строительными компаниями (в период 2022-2023 годов это может стать важной темой в рамках политической повестки регионального уровня).
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Значимым фактором, влияющим на внутриэлитный баланс в регионах, по-прежнему остаются антикоррупционные действия правоохранительных органов. Поводом для жесткой критики в адрес губернаторов или обсуждения версий об ослаблении их позиций становятся расследования не только в отношении чиновников региональных ведомств (как, например, в случае с заместителем министра природных ресурсов и экологии Хакасии Сергеем Глушковым), но и представителей региональных подразделений силовых структур, деятельность которых, как правило, находится вне зоны ответственности глав субъектов Федерации (можно отметить обсуждение сюжетов, связанных с задержанием руководителя Управления ГИБДД Ставропольского края Алексея Сафонова). Эта тема может приобрести дополнительную значимость в предвыборной повестке территорий со сложной внутриэлитной конфигурацией и в отношении губернаторов, позиции которых уже были ослаблены на фоне негативных информационных кампаний первой половины 2021 года.
Обсуждаемыми в региональном медиа-пространстве остаются версии о возможности перехода в Госдуму мэров городов, включенных в предвыборные списки «Единой России». Среди резонансных сюжетов июля 2021 года можно отметить, например, обсуждение прогнозов по поводу дальнейшей карьеры мэра Волгограда Виталия Лихачева, занимающего свой пост с сентября 2018 года. Скорее всего, подобные ожидания могут оказать влияние на ход парламентской кампании — в частности, в определенных случаях став поводом для снижения информационного давления на мэров, уход которых с должности считается наиболее вероятным, и интенсификации негативных медиа-кампаний в отношении публичных фигур (в том числе участвующих в думских выборах в качестве кандидатов), которых могут рассматривать в качестве потенциальных преемников таких руководителей.
В августе-сентябре 2021 года может усилиться давление оппонентов из числа региональных и, возможно, федеральных игроков на руководителей ряда электорально значимых регионов с протестным потенциалом – прежде всего в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах. Ожидаема активизация информационных кампаний против главы Приморского края Олега Кожемяко, врио главы Хабаровского края Михаила Дегтярева, возможно, губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко, главы Якутии Айсена Николаева, а также губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (можно отметить заметный резонанс вокруг локального эпизода с вырубкой тополей в Екатеринбурге). Для таких регионов дополнительное значение могут приобрести сюжеты, связанные с экологической повесткой. При этом в отношении губернаторов, представляющих партии парламентской оппозиции и являющихся традиционными фигурантами слухов о скорой отставке (губернатора Орловской области Андрея Клычкова, главы Хакасии Валентина Коновалова, руководителя Владимирской области Владимира Сипягина), уверенность представителей региональных элит, медийного и экспертного сообщества в их скорой замене может способствовать ослаблению информационных атак против них в предвыборный период.
3.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Обсуждение и реализация инфраструктурных проектов, а также развития туристической отрасли, эпидемиологическая обстановка и дискуссии по поводу ограничительных мер в регионах, конфликты с участием представителей СМИ и меры властей по преодолению последствий стихийных бедствий входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в июле 2021 года.
Официальный ввод в эксплуатацию Центральной кольцевой автомобильной дороги, прошедший при участии Владимира Путина, становится позитивным информационным поводом для губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 5-го на 4-е место). Прошедшее под председательством президента совещание по вопросам развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области способствует усилению влияния главы Северной столицы Александра Беглова (с 9-го на 7-е место).
Посещение главой правительства Михаилом Мишустиным Свердловской, Тверской, Иркутской и Томской областей способствует укреплению позиций губернаторов этих регионов Евгения Куйвашева (с 19-го на 17-е место), Игоря Рудени (с 26-го на 22-е место), Игоря Кобзева (с 30-го на 28-е место) и Сергея Жвачкина (с 70-го на 68-е место).
Усиливается влияние губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 14-го на 11-е место) — в частности, на фоне рабочей встречи с вице-премьером Александром Новаком, а также анонсированных руководством региона задач в сфере жилищного строительства. Прошедшее под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина совещание по социально-экономическому развитию Республики Крым способствует укреплению позиций главы региона Сергея Аксенова (с 18-го на 16-е место). Рабочая поездка Хуснуллина в Краснодарский край, где было заявлено о возможности увеличить финансирование отдельных инфраструктурных проектов в регионе, а также выездное совещание руководства Кубани с вице-премьером Дмитрием Чернышенко по проекту нового туристического кластера в Анапе способствуют укреплению позиций губернатора Вениамина Кондратьева (с 20-го на 19-е место). Рабочая поездка в Еврейскую автономную область вице-премьера — полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева и главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, в ходе которой обсуждались ход строительства железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян, а также меры по ликвидации последствий паводка, становится позитивным информационным поводом для главы региона Ростислава Гольдштейна (с 70-го на 68-е место).
Продолжается восходящий тренд для большинства врио глав регионов. Рабочая встреча с Владимиром Путиным приносит политические очки врио губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 34-го на 25-е место). Сообщение Минсельхоза о выделении на поддержку АПК и развитие сельских территорий Дагестана около 3,1 млрд. рублей из федерального бюджета становится позитивным фактором для врио главы республики Сергея Меликова (с 25-го на 24-е место). Рабочая поездка вице-премьера Марата Хуснуллина в Мордовию с обсуждением реализации нацпроектов «Жильё и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также выработки мер по повышению инвестиционной привлекательности региона способствует укреплению позиций врио главы республики Артема Здунова (с 37-го на 35-е место).
Поручение подготовить предложения по возможным инвестиционным площадкам для создания туристической инфраструктуры в регионе становится позитивным информационным поводом для врио главы Северной Осетии Сергея Меняйло (с 48-го на 44-е место). После посещения региона Михаилом Мишустиным, а также Юрием Трутневым укрепляются позиции врио главы Хабаровского края Михаила Дегтярева (с 56-го на 53-е место). Переходят в группу с сильным влиянием врио главы Пензенской области Олег Мельниченко (с 51-о на 46-е место) и врио губернатора Ульяновской области Алексей Русских (с 55-го на 49-е место). Эти субъекты Федерации получат по распоряжению главы правительства около 1,5 млрд рублей на поддержание сбалансированности региональных бюджетов.
Упоминание главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным Приморского края в числе регионов с наибольшим числом несчастных случаев среди несовершеннолетних за период с начала лета 2021 года становится одним из факторов, негативно сказывающихся на позициях Олега Кожемяко (с 11-го на 13-е место). Хотя мэр Углегорска Сергей Дорощук, вовлеченный в резонансный конфликт с представителями местных СМИ, ушел в отставку после соответствующего предложения Валерия Лимаренко, на фоне этого скандала ослабевают позиции губернатора Сахалинской области (с 21-го на 33-е место).
Покидают группу с сильным влиянием глава Карелии Артур Парфенчиков (с 46-го на 51-е место) и губернатор Псковской области Михаил Ведерников (с 50-го на 52-е место). Дополнительной проблемой для руководства Карелии в июле 2021 года стали масштабные лесные пожары.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в июне | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 8,68 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 7,61 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
3 | 3 | 7,42 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
4 | 5 | 7,15 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
5 | 4 | 7,10 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
6 | 6 | 6,86 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт-Петербург |
7 | 9 | 6,57 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
8 | 7 | 6,48 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
9 | 8 | 6,40 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
10 | 12 | 6,34 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало-Ненецкого АО |
11 | 14 | 6,23 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
12 | 10 | 6,18 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
13 | 11 | 6,10 |
Усс Александр Викторович Губернатор Красноярского края |
14 | 13 | 6,08 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
15 | 15 | 6,06 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
16 | 18 | 6,03 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
17 | 19 | 6,00 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
18 | 16 | 5,80 |
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
19 | 20 | 5,72 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
20 | 17 | 5,60 |
Сильное влияние |
|||
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
21 | 22 | 5,50 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
22 | 26 | 5,48 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
23 | 28 | 5,45 |
Меликов Сергей Алимович
И. о. главы Республики Дагестан |
24 | 25 | 5,43 |
Гладков Вячеслав Владимирович И.о. губернатора Белгородской области |
25 | 34 | 5,39 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
26 | 24 | 5,35 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
27 | 23 | 5,33 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
28 | 30 | 5,28 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
29 | 27 | 5,25 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
30 | 40 | 5,22 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
31 | 29 | 5,17 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
32 | 31 | 5,15 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
33 | 21 | 5,12 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
34 | 32 | 5,10 |
Здунов Артём Алексеевич И.о. главы Республики Мордовия |
35 | 37 | 5,07 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
36 | 38 | 5,04 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
37 | 33 | 5,01 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино–Балкарской Республики |
38 | 36 | 4,98 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
39 | 35 | 4,95 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
40 | 39 | 4,92 |
Миронов Дмитрий Юрьевич Губернатор Ярославской области |
41 | 45 | 4,90 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области |
42 | 42 | 4,87 |
Радаев Валерий Васильевич
Губернатор Саратовской области |
43 | 43 | 4,86 |
Меняйло Сергей Иванович И.о. главы Республики Северная Осетия-Алания |
44 | 48 | 4,84 |
Любимов Николай Викторович
Губернатор Рязанской области |
45 | 41 | 4,82 |
Мельниченко Олег Владимирович И.о. губернатора Пензенской области |
46 | 51 | 4,80 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
47 | 47 | 4,79 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики |
48 | 49 | 4,77 |
Русских Алексей Юрьевич И.о. губернатора Ульяновской области |
49 | 55 | 4,75 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
50 | 44 | 4,74 |
Среднее влияние |
|||
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
51 | 46 | 4,73 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
52 | 50 | 4,71 |
Дегтярёв Михаил Владимирович И.о. губернатора Хабаровского края |
53 | 56 | 4,70 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
54 | 52 | 4,67 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
55 | 53 | 4,65 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
56 | 54 | 4,63 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
57 | 60 | 4,60 |
Никитин Александр Валерьевич Глава администрации Тамбовской области |
58 | 57 | 4,58 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
59 | 58 | 4,55 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
60 | 62 | 4,54 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
61 | 61 | 4,51 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович И.о. председателя Правительства Республики Тыва |
62 | 59 | 4,48 |
Бурков Александр Леонидович Губернатор Омской области |
63 | 65 | 4,47 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
64 | 66 | 4,46 |
Васильев Игорь Владимирович Губернатор Кировской области |
65 | 64 | 4,44 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
66 | 68 | 4,39 |
Островский Алексей Владимирович
Губернатор Смоленской области |
67 | 69 | 4,37 |
Жвачкин Сергей Анатольевич
Губернатор Томской области |
68 | 70 | 4,35 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
69 | 71 | 4,34 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
70 | 74 | 4,32 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
71 | 73 | 4,31 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
72 | 67 | 4,29 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
73 | 63 | 4,25 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
74 | 78 | 4,21 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
75 | 79 | 4,17 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
76 | 72 | 4,15 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
77 | 77 | 4,12 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
78 | 81 | 4,07 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
79 | 75 | 4,06 |
Копин Роман Валентинович
Губернатор Чукотского АО |
80 | 76 | 4,02 |
Сипягин Владимир Владимирович Губернатор Владимирской области |
81 | 84 | 4,00 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
82 | 82 | 3,92 |
Евстифеев Александр Александрович Глава Республики Марий Эл |
83 | 83 | 3,80 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
84 | 80 | 3,68 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
85 | 85 | 3,60 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Волгоградская область и Республика Калмыкия), Будуев Николай (политолог, Республика Бурятия), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Климовский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Матвейчев Олег (Высшая школа экономики), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Фидря Ефим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Калининградская область), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2021 г.