Под элитой традиционно понимают господствующие над остальным обществом группы. В современную элиту попадают в результате построения успешной карьеры в исполнительной власти (построение, как правило, занимает длительное время), избрания в представительную власть, получив назначение на высокий корпоративный пост, из бизнес-среды, из среды интеллигенции и профессуры, из творческих и «свободных» профессий.

Более глубоким принято считать понимание элиты, формируемое на основе ценностного подхода. В этом случае под элитой понимаются люди, обладающие значительным интеллектом, талантом, способностями, компетентностью. В соответствии с этим подходом «попасть в элиту» можно благодаря саморазвитию, образованию, успешной общественной или проектной активности.

Всплески созидательной активности присущи в большей степени молодым людям. Именно они входят, например, в волонтерские движения и студенческие строительные отряды. Накопление в обществе критической массы подобных активистов создает предпосылки для естественной смены элит.

В этом контексте поддержку общественных проектов со стороны действующей управленческой команды Новгородской области, в том числе выделение на решение соответствующих задач бюджетных средств, можно рассматривать как шаг к созданию новой элиты. Успех этой работы можно рассматривать как залог стабильности демократического развития при обеспечении сменяемости элит.

Вечевые традиции и практика коллегиальных решений 

Насчитывающая более четырех веков истории Новгородская республика достигла пика своего развития в XIV веке. Всплеск культурной, экономической и политической жизни, известный как на Руси, так и в Европе, стал уникальной предпосылкой для формирования особой социальной общности. Вслед за Львом Николаевичем Гумилевым современные новгородские исследователи констатируют: в Средние века жители Новгородской республики, ее элита, обладая высокой пассионарностью и сохраняя традицию вечевого правления, противопоставляли себя остальной Руси – «низовским землям».

Великий Новгород дважды переживал масштабный кризис элит. Первый раз – в результате переселения богатейших и влиятельнейших семей после присоединения к Московскому государству. Второй – в результате резкого снижения численности населения региона после оккупации в годы Великой Отечественной войны. Современная элита и наиболее активные граждане Новгородской области убеждены в особой миссии новгородцев. Это предопределяет особый интерес к истории.

В 1999 году региональная элита предприняла серьезные усилия для возвращения областному центру исторического названия (Великий Новгород). В не самой простой экономической ситуации тех лет в городе занимались возвращением исторических названий улиц. Спрос на «великую историю» региона и удовлетворение этого спроса отмечаются и в наши дни. Известный эксперт Татьяна Каминская, лауреат премии «Региональная политика – 2017», отмечает, что соответствие того или иного деятеля определенной совокупности значений и смыслов, обеспечивающей локальному месту (территории) узнавание, известность и престиж, может поместить его в круг новгородской элиты, а явное противоречие этой совокупности – вытолкнуть из него.

На пресс-конференции 14 октября 2019 года губернатор Новгородской области Андрей Никитин образно отметил: «Традиции Новгородской республики воспроизводятся из поколения в поколение. Неважно, откуда приехал человек в Великий Новгород, но в течение 10 лет он начинает считать Ивана Грозного личным врагом своей семьи».

Специфическая практика Новгородской области, восходящая к вечевой традиции, – коллегиальное принятие решений сообществом, непосредственно с этим решением связанным. Реализация программы поддержки местных инициатив, как и ранее народное голосование по отбору общественных пространств для первоочередного благоустройства, – позитивные примеры присущей региону практики коллегиальных решений.

Новгородская элита: трансформация и структура

Исследование Фонда исследования проблем демократии «Новая элита Новгородской области» (2008), проведенное на фоне декриминализации региона, выявило, что в регионе сформировалась элита, существенно отличающаяся как по персональному составу, так и по уровню влиятельности от своих предшественников, старой номенклатуры или криминализированной элиты. Сегодня декриминализация давно завершена, прямое влияние силовой элиты на политический процесс более не востребовано и не осуществляется.

Наиболее стабильной элитной группой в Новгородской области была и остается «творческая, культурная и научная элита». Состав и структура деловой элиты претерпевают быстрые изменения. В 2008 году ее составляли руководители крупных предприятий. Сегодня бизнес-элита региона представлена вертикально интегрированными объединениями предпринимателей. Политическое влияние, по данным ежемесячного Рейтинга 50 наиболее влиятельных политиков Новгородской области, который производит Агентство политических и экономических коммуникаций, присуще в большей степени руководителям предприятий, которые по экономическим показателям относятся к малым и средним.

Смена управленческой команды региона в Новгородской области традиционно приносит с собой и изменения в структуре элиты – как спонтанные, так и управляемые. Инерционный путь развития региональной элиты ведет к скатыванию на периферию, потере конкурентоспособности региона как места для жизни, бизнеса и творчества.

В начале работы в Новгородской области губернатор Андрей Никитин обозначил в качестве инструмента «рывок в развитии». Его дорожной картой сегодня становятся региональные проекты.

В обществе распространено заблуждение, поддавшись которому граждане воспринимают политиков и управленческую элиту как нечто внешнее по отношению к обществу. Однако мотивированные целями развития чиновники и профессиональные политики не раз становились мотором успешных модернизационных прорывов – от становления Новгородской республики до послевоенного восстановления Новгорода и окрестностей.

Политики и чиновники Новгородской области сегодня представляют собой довольно пеструю картину. Это «крепкие хозяйственники» (руководители с советским прошлым, также именуемые «красными директорами»), «эффективные менеджеры» (действующие или в прошлом руководители несырьевых коммерческих предприятий), «молодые технократы» (люди, получившие специальное образование или обладающие практическим опытом современного государственного управления). Основная проблема – отсутствие взаимопонимания между этими группами.

Управленческую элиту региона можно разделить на несколько групп.

  1. Работники муниципалитетов, служащие региональных министерств, государственных и муниципальных учреждений. Они находятся на границе с так называемыми бюджетниками с точки зрения оплаты своего труда, получая сравнительно невысокую зарплату за большой объем работы, которую часто выполняют без энтузиазма. Для аппаратного выживания на этом уровне важно следовать служебным инструкциям и указаниям, быть исполнительным. Но также именно в этой группе чаще всего можно встретить патриотизм, любовь к малой родине, желание проявить инициативу.
  2. Высокопоставленные сотрудники, заместители глав муниципалитетов, руководители департаментов, директора учреждений. На этом уровне у чиновника, как правило, значительны лидерские качества, а для карьерного роста важным фактором является образование команды. Минусом с точки зрения работы управленческого аппарата является то, что амбициозные лидеры редко задерживаются на таком уровне, команды распадаются, а создавшие их деятели могут покинуть регион. Их карьерные устремления – окологосударственные структуры или госкорпорации.
  3. Главы муниципалитетов, региональные министры и заместители губернатора. Населением они воспринимаются как «ответственные за все», причем нередко в негативной коннотации: «плохие бояре». Что касается мнения внутри бюрократии, то представители управленческой элиты, находящиеся на этом уровне, воспринимаются как «подвижники». Их работа не ограничивается традиционными часами, они «всегда на службе». Нередко страдают от недостатка личной жизни, общения с семьей.

Основная задача структурирования управленческой элиты – ее консолидация и «заражение» целями развития. Недовольство периферийной ролью региона при должной калибровке вполне может трансформироваться в миссию по выработке лучших практик и представление их федеральному центру. Дополнительным «топливом» могут стать и карьерные перспективы, но их необходимо трансформировать из желания личного перехода «в Москву» в стремление развить подчиненные структуры или команду в «зонтичные» организации федерального уровня (после того как разработанная и представленная лучшая практика будет одобрена для тиражирования).

Новые новгородские политики

Выступая на XXXII конференции регионального отделения партии «Единая Россия», прошедшей 8 ноября, губернатор Новгородской области Андрей Никитин обозначил принципы взаимоотношений действующей управленческой команды с политическими организациями, работающими в регионе. Для главы региона важна деятельная поддержка ими региональных проектов – как партией в целом, так и ее представителями в региональной думе и местных советах, а также и на федеральном уровне. Императивное требование губернатора к новой политической элите – контакт с людьми на местах; если не участие в проектном управлении территориями, то конструктивное отношение к этим проектам.

В ходе завершающегося избирательного цикла «Единая Россия» в регионе при активном участии губернатора перезагрузила реализацию партийных проектов на территории региона. Традиционной межрегиональной акцией стало ежегодное производственное совещание в рамках проекта «Локомотивы роста». Значительных успехов достигла «Историческая память», поддержавшая реставрацию церкви Николы на острове Липно. Под контролем активистов партпроекта была организована электрификация этого исторического объекта. В Государственной думе рассматривается проект изменений федерального закона, дающий приоритетное право на поступление в одно учебное заведение для детей, воспитывающихся в одной семье, подготовленный по инициативе партийного проекта «Крепкая семья». Системно работает партпроект «Народный контроль». В региональной партийной организации подчеркивают: успешные активисты партийных проектов рассматриваются в качестве претендентов на депутатские мандаты в дальнейшем.

Аналогично стремятся действовать и представители системной оппозиции. Новгородская область осталась одним из немногих регионов, в которых работает Центр защиты прав граждан «Справедливой России». Готовится к открытию общественная приемная руководителя КПРФ Геннадия Зюганова, а региональное отделение этой оппозиционной партии готовится к перезагрузке партийной работы, опираясь на эту площадку.

Очевидно, что практическая ежедневная работа с населением доступна прежде всего молодым активистам политических партий. Это указывает в том числе на тенденцию к обновлению партийной элиты. Можно легко прогнозировать, что на предстоящих муниципальных выборах получат поддержку избирателей те организации, которые «поймали» этот тренд. Запрос на обновление политической элиты общество транслирует по-прежнему довольно активно.

Впрочем, отсутствие гарантий для молодых активистов следует отнести скорее к проблемам, нуждающимся в преодолении. Молодые, начинающие политики, в особенности участвующие в деятельности оппозиционных организаций, наиболее восприимчивы к радикальным формам предлагаемой старшими товарищами политической идеологии. Эта особенность закладывает угрозу «разрыва»: с одной стороны партийные руководители используют молодежь на массовых уличных акциях, полевой агитации с другой — договариваются с политическими оппонентами, блокируя право участия молодежи в принятии решений. Это делает идеологизированную оппозиционерами молодежь всё более радикальной, что со временем может сформировать серьезную угрозу.

Решением проблемы может стать дальнейшее развитие молодежных парламентских структур, обучение на их основе методам и приемам системной политической работы, в том числе и представителей парламентской оппозиции. Представляется важным предоставить молодым оппозиционерам дискуссионные площадки для обсуждения управленческих решений, с тем, чтобы в диалоге объяснять их логику. Также необходимо согласиться с ограниченным, но существенным делегированием молодежным парламентским структурам полномочий на разработку некоторых проектов местных и региональных нормативных актов. Кроме того, следуя уже принятой логике работы с новой элитой, задачей для молодых политиков может стать реализация практических проектов, работа с инициативами на местах.

Можно легко спрогнозировать, что на предстоящих муниципальных выборах получат поддержку избирателей те организации, что реализуют эту тенденцию себе на пользу. Запрос на обновление политических элит, безотносительно их политической принадлежности, в обществе остается актуальным.

Предпринимательское мышление. Экономика социальная и креативная

На структуру делового сообщества Новгородской области оказывают влияние два значимых фактора. Во-первых, сообщества работников наемного труда традиционно сконцентрированы вокруг всего нескольких крупных производственных предприятий. Например, один из крупнейших промышленных центров региона – город Боровичи – официально получил статус моногорода при «Боровичском комбинате огнеупоров». Крупные предприятия становятся партнерами областной действующей управленческой команды в ходе реализации масштабных социальных и благотворительных проектов. Ведь топ-менеджеры и владельцы заинтересованы, чтобы их сотрудники, семьи и окружение могли жить в нормальных социально-бытовых условиях.

Вторым фактором является довольно поздняя декриминализация (началась в 2007 году) ситуации в малом и среднем бизнесе, серьезно ограничивавшей инвестиционную привлекательность территории и деловую активность местных предпринимателей. Деятельность некоторых средних компаний, история которых берет началась в период господства криминальных группировок, характеризуется крайней закрытостью.

Финансово-промышленные группы с таким стилем активности зачастую стремятся полностью сосредоточить контроль над сферой, в которой работают, в своих руках. Это вызывает общественные и политические конфликты, которые в основном удается гасить сотрудникам внутриполитического блока регионального правительства. Так, обеспечено равноудаление лидеров этих групп на губернатора – с точки зрения их возможного влияния на принятие им управленческих решений. Тем не менее группы такого рода могут периодически провоцировать нестабильность при решении вопросов местного значения или подпитывать межпартийное противостояние, обостряющееся на фоне выборов депутатов на муниципальном и региональном уровне.

Системное взаимодействие с деловым сообществом губернатор Андрей Никитин предпочитает строить через вертикально интегрированные объединения предпринимателей. Руководитель новгородской «Деловой России» и новгородской «Опоры России» работают в качестве сопредседателей, наряду с главой региона, в Совете по повышению инвестиционной привлекательности.

В рамках национального проекта, направленного на стимулирование предпринимательской активности, руководители объединений предпринимателей реализуют проекты по распространению предпринимательского мышления. Сами будучи предпринимателями «постсоветского» поколения, в первую очередь они помещают в центр этих проектов молодежь. Это соответствует логике, заданной на федеральном уровне: необходимо деполитизировать молодежь и перенаправить ее энергию, вовлечь наиболее талантливых представителей в активную экономическую деятельность.

Дополнением к обучающим программам служат комплексные системы поддержки предпринимательских проектов. Членами новгородской «Деловой России» сформирована система поддержки перспективных бизнес-проектов молодых предпринимателей. Один из трех, действующих в Новгородской области, бизнес-инкубаторов, «X10», открыт после утверждения Новгородской областной думой пакета законопроектов по предоставлению льгот частным организациям, дающим площадки начинающим предпринимателям. Эти областные законы уникальны для России. Некоторые из нынешних резидентов «Деловой России» – грантополучатели Новгородского фонда развития креативной экономики, организованного по инициативе губернатора Андрея Никитина.

Еще один комплекс мер поддержки предпринимателей сформирован Новгородским фондом поддержки малого предпринимательства (микрокредитной компанией). В его составе также бизнес-инкубатор и комплекс финансовых инструментов, предоставляющих кредитные ресурсы или поручительство. Кроме того, Фонд реализует несколько обучающих программ, направленных на формирование предпринимательского мышления, акселерацию уже действующих бизнес-проектов, поддержку экспорта.

Третий комплекс, базирующийся непосредственно на базе Новгородского государственного университета, обеспечивает поддержку предпринимательства в научно-технической сфере. Здесь также действуют бизнес-инкубатор и центры, помогающие предпринимателям (преимущественно выходцам из студенческой среды) во внедрении новых технологий, доступе к российским и международным конкурсам стартапов. Кроме того, здесь функционирует центр, сопровождающий защиту интеллектуальной собственности предпринимателей.

К минусам этих систем можно отнести их местонахождение: все они, хотя и работают по всей области, расположены в Великом Новгороде. Разрыв между областным центром и муниципалитетами, впрочем, можно будет преодолеть после открытия единого центра «Мой бизнес». Он сможет не просто стать единым местом для разнообразных институтов развития, но и обеспечит связь с системой «Мои документы», охватывающей сетью своих центров всю область.

Все эти центры создают будущую деловую элиту региона. Серьезная программа информационного сопровождения работы мер поддержки, программ обучения и акселерации способствует и приобретению молодыми предпринимателями навыков публичности.

Активные предприниматели участвуют в проектах наставничества разного рода, формируя команды, разрабатывая новые проекты. Регион определенно взял курс на использование «взрывного» экономического эффекта от развития предпринимательства в креативных индустриях. Оригинальные идеи масштабируются в преуспевающий бизнес довольно быстро.

 

Власть и общественные группы: совместная работа

Диалог о развитии территории между общественными группами и представителями власти: как муниципальной, так и государственной, — развивается в Новгородской области преимущественно в рамках проекта поддержки местных инициатив. Собрания активистов по месту жительства с 2018 года определяют конкретные задачи, на решение которых направляются на конкурсной основе бюджетные средства.

Практический итог этой работы – реконструкция шести культурных центров, оснащение двух детских и четырех спортивных площадок; на четырех улицах населенных пунктов области по инициативе жителей появилось освещение. А в рамках инициативы «Дорога к дому» привели в порядок 134 километра дорог общего пользования, ведущих к значимым для жителей объектам.

Главным результатом этой работы стало формирование на местах, практически во всех муниципальных районах Новгородской области, объединенных опытом совместного труда общественных групп, находящихся в постоянном контакте с профильными подразделениями регионального правительства.

Закономерно продолжение формирования инициативных групп вокруг проектов комплексного благоустройства общественных пространств: парков и скверов. Эта работа была проведена в Великом Новгороде и других крупных городах региона накануне выборов президента России. Ко дню голосования в марте 2018-го года вокруг общественных советов парков и скверов были аккумулированы значительные силы гражданских активистов, что показали результаты опроса населения по выбору территорий для первоочередного благоустройства. Примечательно, что общественные советы парков стали тогда площадкой для диалога по практическим вопросам сторонников самых разных политических взглядов.

Точно так же успешный опыт реализации Проекта поддержки местных инициатив стал основой для программы кандидата в депутаты Государственной Думы России от Новгородской области, победившего на дополнительных выборах осенью 2019-го года. Юрий Бобрышев координировал реализацию этого проекта в качестве заместителя губернатора региона и руководителя региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия».

Не менее важным инструментом диалога с властью и формирования «снизу» региональной элиты стала многоаспектная система народного контроля за реализацией общественно значимых инфраструктурных проектов. Помимо одноименного партийного проекта «Единой России», ведущего работу на базе общественной приемной, аналогичные задачи выполняют в Новгородской области и организации, объединенные Общественной палатой Новгородской области и региональным штабом Общероссийского народного фронта. Наиболее интенсивно общественные контролеры работают в сфере дорожного строительства и реконструкции.

Но если по территориальному принципу взаимодействие с представителями местной элиты, лидерами инициативных групп, продвигающих инициативы или возглавляющих группы народного контроля, строится системно, то по многим «линейным» направлениям оно пока фрагментарно. Исключение составляют вертикально интегрированные общественные организации патриотической направленности, такие как движение «Юнармия» и Поисковое движение, а также деловые объединения, работающие над стимулированием предпринимательской инициативы.

Показательны функции наиболее влиятельных общественных организаций, чьих лидеров можно причислить к общественной элите региона сегодня, представленных в Общественной палате Новгородской области. В их числе организации, связанные со сферой здравоохранения (ассоциация фармацевтов, инициатива АнтиСПИД, Красный Крест); две ассоциации помощи животным; две ветеранские организации; историко-патриотические (поисковая экспедиция «Долина», Общество охраны памятников истории). Перечисленные группы организации иллюстрируют определенный перекос в плане тем, которыми интересуется в наибольшей степени региональная общественная палата. Вместе с тем, нельзя не отметить при анализе, что при формировании её состава нередко практиковалось выдвижение в качестве претендентов «одиночных общественников» от союзных организаций с иными интересами, нежели титульные задачи организации.

Необходимо упомянуть и Новгородский центр инноваций в социальной сфере, ориентированный на инкубирование социальных предпринимателей. В его составе также действует коворкинг для начинающих, реализуются образовательные программы, оказываются услуги по сопровождению взаимодействия с федеральными фондами – как социальной направленности, так и ориентированными на поддержку социальных предпринимателей.

В целом обращает на себя внимание смена подходов к взаимодействию с некоммерческими организациями, прежде всего, социальной направленности. Благодаря внедрению, как и по всей стране, регулярной грантовой поддержки некоммерческих проектов по линии Фонда президентских грантов и других подобных структур, происходит переход от неформального подчинения профильным департаментам регионального правительства к равноправному сотрудничеству с элементами конкуренции с муниципальными и государственными учреждениями за исполнение сервисных функций (например, социальных и воспитательных).

Примером инфраструктурной практики, внедряемой для стимулирования такого рода конкуренции, является система сертификатов на получение услуг дополнительного образования. Предполагается, что родители будут таким образом решать, кому будут направлены бюджетные средства «подушевого финансирования».

Логично, что в ситуации конкуренции, руководитель негосударственной организации должен обладать лидерскими качествами, навыками организации кампании в свою поддержку. То есть – быть лидерами местных элитных групп.

Одно из «выпадающих» направлений общественной активности – экологическое – в последнее время по большей части представлено проектами, ориентированными на молодежь или инициированных молодыми общественными активистами. В конце октября 2019-го года федеральный просветительский проект «Экологический патруль» определил Новгородскую область как один из пилотных регионов для организации силами молодых активистов экологического мониторинга.

Другой знаковый пример. По итогам реализации приоритетного регионального проекта «Время возможностей» грантом регионального правительства было поддержано два проекта, один из которых имеет экологическую направленность. Проект «Родники России» также предполагает мониторинг, исследование состояния родников региона и последующее благоустройство прилегающей к ним территории.

Этот пример, как и многие другие «малые дела», приводит к синергии: объединяются патриотическое начало, предпринимательские мотивы (родник и его территория становится по окончанию проекта туристическим магнитом местного значения) и благоустройство.

«Проектная» элита 

Масштабный Форум гражданских инициатив, прошедший в Великом Новгороде 4 ноября, актуализировал вопрос о характере новой элиты Новгородской области. Только при обсуждении и защите проектов «Кадры будущего для регионов», «Народный бюджет», Проект поддержки местных инициатив, «Дорога к дому» и подобных было задействовано не менее 35 тысяч человек. Эти люди как раз и могут стать основой новой новгородской элиты.

На упомянутом Форуме гражданских инициатив губернатор Андрей Никитин обозначил три блока региональных программ, направленных на формирование этих инициатив. Проектная активность будет структурирована так:

  • преобразование идей «с мест» в проекты,
  • закрепление за ними наставников, консультантов и экспертов из команды губернатора.

В первый блок, «Слышать людей», входят программы, основанные на принципах инициативного бюджетирования и вовлечение граждан в деятельность по улучшению качества жизни. К этому блоку относятся Проект поддержки местных инициатив, «Дорога к дому», а также проект «Народный бюджет» (комиссия из жителей населенного пункта выбирает, на какие цели должна быть направлены определенная часть бюджетных средств).

Другой блок программ, «Дети – наше будущее», касается организации работы наставников с подрастающим поколением. Это прежде всего современная система дополнительного образования, направленная на освоение детьми профессий будущего, приобретение навыков работы с передовыми технологиями, генерации перспективных идей и проектного мышления. Представлена эта система «Кванториумами» и «Точками роста», разворачиваемыми на территории всей области, а также иными государственными, муниципальными и частными заведениями дополнительного образования. Включение в систему дополнительного образования должна обеспечить система сертификатов.

Методическую и грантовую поддержку проектов молодежи Новгородской области предполагается осуществлять в рамках программ «Время возможностей» (система молодежных форумов и хакатонов) и программы наставничества «Кадры будущего для Новгородской области».

Объединения предпринимателей также реализуют при поддержке профильных министерств регионального правительства программы наставничества, и помогают структурировать проекты в работающий бизнес. А Новгородский государственный университет за короткий срок провел целую кампанию по генерации идей и разработке проектов от студентов и для студентов. Некоторые из проектов, предложенных студентами НовГУ, нацелены на благоустройство территории, улучшение жизни или отдых новгородцев и гостей региона.

Третий блок программ получил название «Возрождая традиции». Он объединил действующих предпринимателей, участников креативной экономики с популяризаторами исторического наследия и традиционной культуры. Теперь они вместе работают над воссозданием и развитием новгородских брендов. Это и производители различных товаров, участвующие в акции «Покупай новгородское», и люди, так или иначе связанные со сферой туризма и возрождением народных промыслов, созданием современных производств на их основе.

Как масштабировать элиту 

Структурирование действующей элиты и проектирование элиты будущего в регионе ещё только запущено, а глава региона уже планирует масштабирование этого опыта. По крайней мере, национальная площадка для обобщения лучших практик уже создана.

С 19 по 21 сентября в Великом Новгороде прошли Первый форум «Дни лидеров муниципального самоуправления» и IV всероссийский форум «Среда для жизни». В ходе форума лидеров его участники, в числе которых было 70 мэров российских городов, распределились на группы по темам: «Полномочия органов местного самоуправления», «Городская экономика и развитие МСП», «Пространственное развитие и городской ландшафт», «Умный город» и «Модернизация городской инфраструктуры». В течение первого дня они прорабатывали варианты решения вопросов в этих отраслях. Затем, 20 сентября, самые интересные из них были представлены министру экономического развития Максиму Орешкину и генеральному директору Агентства стратегических инициатив Светлане Чупшевой на пленарном заседании.

Программа форума «Среда для жизни» была выстроена вокруг ключевых приоритетов развития России до 2024 года, обозначенных в национальных проектах. Его участники: представители федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления, международные и российские эксперты по развитию жилой среды, ведущие архитекторы, крупнейшие девелоперы и представители бизнеса – обсудили инструменты, необходимые для создания комфортной среды для жизни, стимулирования экономического роста и привлечения человеческого капитала в малые города.

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин, выступавший инициатором проведения этих масштабных мероприятий, неоднократно подчеркивал в их ходе важность совместной выработки идей, направленных на улучшение качества жизни людей, внедрения эффективных практик муниципального и государственного управления. Лучше всего способны на это именно профессионалы местного самоуправления, каждый день принимающие подобные решения. В ходе мероприятий им была предоставлена возможность не только «сверить часы» с коллегами, но и пропустить выработанные совместно проекты и программы через «сито» профессиональной экспертизы, а также транслировать эти идеи руководству страны.

Первым предложением муниципальных лидеров, которое было поддержано на уровне федерального правительства, стало приобретение «Днями лидеров муниципального управления» статуса ежегодного форума. Постоянную прописку мероприятие получило в Великом Новгороде.

Вопрос о пределах полномочий органов местного самоуправления традиционно становится предметом серьезной политической дискуссии – как в Новгородской области, так и в других регионах России. Отдать ли принятие решений, важных для жизни каждой конкретной территории, администрациям муниципалитетов, местной элите или предпочесть централизацию управления, оставляя местным чиновникам лишь функции исполнителей? Ответ на этот вопрос является одним из ключевых для самоопределения политиков. Практический подход к управлению территориями в условиях современной России предполагает: надо руководствоваться интересами граждан и распределять полномочия исходя из возможностей и специфики территории. Эффективность такого подхода подтверждают и итоги дискуссий на эту тему в Великом Новгороде. Приверженность этому подходу демонстрирует и губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Четыре вызова для новгородской элиты

Перед новой новгородской элитой в условиях перехода страны к ускоренному развитию стоят вызовы, аналогичные тем, с которыми сталкиваются элитные группы в других регионах России.

  1. Осознать свою идентичность, специфику, миссию. Новгородская элита: что в XIV веке, что в веке XVII, что сегодня – всегда особенная, отличная от других регионов. Важно, чтобы вся она осознавала свою идентичность, «особость», которая заключается не только в осознании исторических и культурных корней. Миссия новгородской элиты – в том, чтобы, не вступая в конфликт с Центром, бросить ему «позитивный вызов»: покончить с «периферийностью», «окукленностью», быть способными создавать, масштабировать и транслировать новые практики бизнеса, управления и коммуникации.
  1. Сделать эффективными социальные лифты для всех активных жителей региона. И новгородский бизнес, и система управления, и «Единая Россия» как правящая партия, и коммуникативные площадки, инициированные властью, – уже сегодня это в той или иной степени социальные лифты, которые позволяют продвигаться активным жителям региона. Задача элиты – сделать эти лифты доступными для всех и постоянно работающими, предусматривающими значительные «призы» на верхних этажах, позволяющими людям реализоваться в Новгородской области, в том числе используя ее транзитное положение. Отток в Москву и Петербург тех, кто в состоянии что-то сделать, должен постепенно остаться в прошлом.
  1. Стремиться везде, где возможно, использовать практики коллегиального обсуждения и диалога. Коллегиальное обсуждение и диалог с обществом – исторические традиции Великого Новгорода, восходящие к вечевому строю. И это те традиции, от которых не стоит отказываться. Особенно это касается тех практик, которые сложились при принятии важнейших решений в профессиональных сообществах. Однако обсуждение должно происходить по ясной, желательно стандартизированной процедуре и быть результативным.
  1. Научиться оценивать и ценить результат: промежуточный на каждом этапе работы, его соответствие конечному результату и собственно конечный результат. В реализации любого проекта, не исключая и большой проект национального развития, есть понятный результат. Элита должна ясно формулировать его и быть способной оценивать и ценить его достижение на всех этапах реализации проекта.
bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: