ГОССОБРАНИЕ-КУРУЛТАЙ БАШКИРИИ: РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА, ПЕРСПЕКТИВЫ-2018 И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ДЕПУТАТОВ
В 2018 г. в Башкирии
запланированы выборы в Госсобрание – Курултай республики. Несмотря на то что
позиции партии «Единая России» и руководства республики в Башкирии достаточно
прочные, выборы в Госсобрание – серьезный тест на прочность административных
элит республики. И хотя тезис о том, что выборы могут приобрести
конфронтационный характер, представляется маловероятным, конкурентность
процесса гарантирована.
Нами была проанализирована
деятельность депутатов Госсобрания V созыва, а также намечены
общие контуры будущей конфигурации республиканского парламента.
1.
Исполнительная и законодательная власть: логика отношений
В Башкортостане очевидна зависимость деятельности Госсобрания
от политической позиции и стратегии деятельности регионального правительства и
непосредственно Главы республики Р. Хамитова.
Модель взаимодействия исполнительной власти с
законодательной сформирована на основе традиций российской власти, в системе которой законодательная
власть никогда не была в полной мере самостоятельной. Эта модель отражает
тенденции централизации, характерные для России начала текущего столетия. В
рамках этой тенденции власть имеет вполне осязаемый центр принятия решений –
Кремль или региональную администрацию. В этой ситуации представительные и
законодательные органы выполняют по сути вспомогательные функции, обеспечивая
деятельность исполнительной власти необходимой нормативно-правовой базой. Политические
партии и общественные организации, которые должны выступать институтом,
формирующим представительные органы власти, на местах пока не являются реальным
субъектом политики, большинство из них находятся в стадии становления.
В этой ситуации субъектом, определяющим структуру и
состав региональных парламентов, в том числе Курултая в Башкирии, становятся
реальные субъекты власти. Иначе говоря, региональная
исполнительная власть взяла на себя функции формирования региональных
легислатур потому, что больше в регионах это сделать некому. Отсюда и
зависимость региональных парламентов от исполнительной власти.
2. Генезис Курултая
Новейшаяистория
Курултая – Госсобрания Башкирии уходит своими корнями в деятельность Верховного
Совета Республики Башкортостан (в советский период государственности — БАССР).
Республиканские исследователи достаточно
много внимания уделяют истории становления регионального парламентаризма. Башкирская
академия государственной службы и управления выпустила несколько
фундаментальных работ посвящённых этой проблеме. Исследователи делают вывод о
том, что политическая система Башкирской
АССР до 1990 года значительно отличалась от декларированной модели. Доминировала
идеология «охранения» — максимально возможная консервация
общественно-политических отношений. В республике социально-политическая
система была очень замкнутой, большое давление на неё оказывали вышестоящие
политические институты.
Ситуация коренным образом стала меняться
после выборов Верховного Совета республики двенадцатого созыва в марте 1990 года.
Три четверти депутатов были избраны впервые. Тогда из-за кризиса в партийном
руководстве республики власть оказалась существенно ослабленной. Проходившие в
тот период общественно-политические процессы полностью преобразовали
республиканскую представительную власть. В выборах в Верховный Совет БАССР XII созыва приняло участие 2 млн. 154 тыс.
человек, или 81,7% избирателей республики. На 280 мандатов претендовал 901
кандидат[1].
Выборы нового состава Верховного Совета проходили при небывалом прежде подъеме
политического сознания населения, особенно в крупных городах. Это было связано,
как с общесоюзными перестроечными процессами, так и с ростом экологического и
национального движений в самой республике.
Становление
парламентаризма в постсоветском Башкортостане чётко укладывается в несколько
этапов:
I этап (1991 – 1995). Развитие парламентаризма шло в рамках
Верховного Совета БАССР (с 1993 года — Республики Башкортостан), который
представлял собой наследие советской политической системы. Верховный Совет
должен был выполнять, помимо законодательных и представительных, также и
распорядительные функции. В Башкирии позднее, чем в других субъектах новой
России, состоялись выборы президента. До 1993 года фактическим главой региона
был Председатель Верховного Совета. Но это связано с субъективным фактором и
конкретными обстоятельствами, в которых оказалась республика в начале 1990-х, а
не с объективной спецификой развития политических институтов.
II этап (1995 – 2003).
Формирование региональных органов власти, принятие Конституции
Республики Башкортостан привело к появлению нового государственного органа,
Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Срок полномочий
башкирского парламента I и II созывов составлял четыре года[2]. С
1995 по 2003 год Курултай был двухпалатным (Верхняя палата — Законодательная
палата; нижняя палата — палата Представителей). Это было подражанием
российскому парламентаризму. Двухпалатный парламент России основан на
особенностях административно-территориального деления страны, и дублирование
этого института на уровне региона было бессмысленным. Это говорило о молодости
регионального парламентаризма, отсутствии опыта государственного строительства
в Башкортостане. Симптоматично, что 49,7 % депутатов палаты Представителей
составляли главы районов и городов Башкортостана, а 13,7 % —
представители республиканского правительства[3].
Иначе говоря, принцип разделения властей не функционировал. В рамках первого
созыва Курултая в Законодательную палату избиралось 40 депутатов, а в Палату
представителей — 156, во втором созыве регионального парламента
представительство изменилось и составляло соответственно 30 человек и 144
человека.
IIIэтап
(2003–2008). Современные
очертания парламент приобретает в 2003 году. Он становится однопалатным, срок
пребывания депутатов увеличивается с 4 до 5 лет. Численность депутатского
корпуса стала составлять 120 человек. Региональный парламент на этом этапе
развития избирался исключительно по мажоритарной системе, что делало его слабо
связанным с институтами гражданского общества. Хотя практика присутствия в
парламенте глав муниципалитетов и членов правительства была искоренена,
парламент Башкортостана не стал по-настоящему представительным органом.
Публичность большинства депутатов была крайне низкой.
IV этап (2008 год — настоящее
время). Выборы в Курултай
стали проводиться по смешанной системе, соответственно, возросла роль
региональных отделений политических партий. Само количество народных избранников в 2013 году было снижено и ныне
составляет 110 человек. Тенденции развития Государственного Собрания —
Курултая РБ показывают, что:а)
численный состав парламентариев постоянно сокращается, а значит их политический
статус возрастает; если первоначально он был недостаточно высок по причине
размытости и неясности функций Государственного Собрания, то сегодня, по мере
институционализации этого политического института, роль и значение депутатского
корпуса становятся более значимыми; б) переход к смешанной системе выборов
повысил роль региональных отделений политических партий, что способствовало
появлению в Курултае части региональной партийной бюрократии. Это стимулировало
и деятельность партийных структур, которые стали рассматриваться как один из
вариантов политического лифта.
Таким образом, Курултай постепенно сложился
как политический институт и важный (хотя и не решающий) субъект региональной
политики. Это повысило престиж и статус депутатов регионального парламента, а
смешанная система выборов обеспечила более высокий уровень публичности
регионального политического процесса в данном сегменте.
3. Депутатский корпус Башкирии: критерии эффективности
Целесообразно выделить несколько критериев эффективности работы депутатов Курултая:
а) законодательные
инициативы депутатов: несмотря на ограниченные условия и зависимость от
исполнительной власти, законотворческий процесс в республике идёт, и часть
депутатского корпуса используют имеющиеся у них формальные возможности;
б) депутатские
запросы в органы исполнительной власти и местного самоуправления — это один
из важных критериев, способных показать активность депутатского корпуса и
фактическую реакцию на запросы населения;
в) количество
встреч с населением — показатель, демонстрирующий способность
коммуницировать с людьми и выступать представителем их интересов в органах
власти;
г) медийная активность:
фактически значительная часть депутатского корпуса рассматривает региональный
парламент как стартовую площадку своей политической карьеры, и умение
выстраивать отношения со средствами массовой коммуникации — важный фактор
дальнейшего политического развития законодателя.
Несмотря на весьма ограниченные полномочия депутатов,
Курултай выступает серьёзным политическим лифтом. Многие представители
депутатского корпуса рассчитывают через участие в работе законодательного
органа региона выстроить свою политическую карьеру, обрести определённые
политические связи.
Важным критерием оценки работы Государственного
Собрания – Курултая Республики Башкортостан являются опросы общественного
мнения. Опрос общественного мнения, проведённый кампанией «Социс-Эксперт»,
продемонстрировал уровень доверия к Государственному Собранию, который можно
назвать ожидаемым (38,4%). Это больше, чем к главам городских и районных
администраций. При этом рейтинг доверия Р. Хамитову и В. Путину существенно
выше — 45,4% и 64,5% соответственно, что неудивительно, учитывая высокий
уровень персонализма в политической культуре региона.
Коррелирует с этими данными оценка эффективности
работы Курултая. Положительно оценивают работу регионального парламента 40,4%
респондентов. Однако это самый низкий показатель среди всех основных
политических институтов. При этом 28,9% затруднились с ответом (самый высокий
показатель среди всех политических институтов). Эти цифры свидетельствуют, что
у населения нет чёткого представления о работе Государственного Собрания. Как
публичный политический институт значительной частью общества он не
воспринимается, поэтому дать ему оценочную характеристику для граждан непросто.
Показательно, что 90,1% опрошенных респондентов не
смогли назвать депутата, представляющего интересы их округа в Госсобрании.
Оставшиеся 10% зачастую называли фамилии, не имеющие отношения к их округу
(фамилии депутатов Государственной Думы, известных депутатов Курултая). Безусловно,
это следствие и низкого уровня политической культуры населения. Но нельзя
игнорировать то, что из 110 депутатов Курултая, согласно оценкам многих
экспертов, значительная часть ни разу не появлялась в своих округах после
выборов, состоявшихся в 2013 году. При сохранении подобной тенденции сложно
рассчитывать на повышение уровня легитимности регионального парламента в
будущем. Вероятнее всего, в рамках нынешнего созыва изменить ситуацию уже не
удастся, но в дальнейшем имеет смысл через средства массовой коммуникации
развивать проекты типа «депутатский контроль», с помощью которых
демонстрировать результаты работы народных избранников и совершенствовать их
коммуникативные навыки.
Переход к смешанной системе выборов существенно
актуализировал вопрос о партийном участии, что снизило представительство в
Курултае бизнесменов и увеличило число «общественников». Это особенно
видно на примере уфимского городского Совета, выборы в который проходят с
меньшей степенью публичности, вызывают меньше интереса региональных средств массовой
коммуникации, а представительство бизнесменов, руководителей и заместителей
руководителей предприятий там выше.
4. Фракции и их активность
Многопартийность республиканского парламента всегда
была условной. В нём присутствуют депутаты, представляющие 6 политических
партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, по одному представителю от
«Патриотов России», «Зелёных» и «Партии социальной
солидарности», составляющих Объединённую депутатскую группу). Фактически доминирование «Единой России» бесспорно.
Присутствие остальных партий является следствием политического компромисса,
который достигнут благодаря механизмам согласования интересов парламентских партий с региональной властью.
Фактическая работа фракций в Курултае малозаметна. Это
связано с двумя основными факторами. 1) Доминирование «Единой России»
носит абсолютный характер. Фактически лишь КПРФ имеет относительно
работоспособную фракцию — 10 человек, но и этого недостаточно для того, чтобы
вести эффективную законодательную деятельность. Присутствие других фракций
(ЛДПР и Объединённая депутатская группа) является номинальным, так как их
численность не позволяет организовать планомерную политическую работу. К тому
же Объединённая депутатская группа включает представителей совершенно разных в
идеологическом и политическом плане партий 2) Слабая информационная работа фракций
в Государственном Собрании — Курултае РБ (подробнее об этом — в разделе 5).
Таблица №1.
Фракционная принадлежность
депутатов Государственного Собрания — Курултая
Республики Башкортостан
Фракция | Численность депутатов в ГС-Курултае РБ |
Единая Россия |
94 (включая 6 самовыдвиженцев, |
КПРФ |
10 |
ЛДПР |
3 |
Объединённая депутатская группа |
3 (по одному человеку от |
5. Медийность и лидеры общественного мнения
Многие депутаты Курултая демонстрируют достаточно
высокую степень медийной активности. Симптоматично, что медийность никак не
связана с партийной принадлежностью народных избранников. Среди наиболее
активных депутатов — Эльвира Аиткулова («ЕР»), Раиль Асадуллин («ЕР»), Ирек
Зарипов («ЕР»), Виктор Пчелинцев («ЕР»), Елена Родина («ЕР»), Вадим Старов («КПРФ»),
Константин Толкачёв («ЕР»), Руфина Шагапова («Зелёные»), Ильдар
Исангулов («Партия социальной солидарности»).
Фактически эти же народные избранники являются и
лидерами общественного мнения: лидеры общественного мнения имеют высокий
уровень медийности. Кроме того, ряд депутатов (Э. Аиткулова, И. Исангулов)
имеют богатый опыт работы в средствах массовой коммуникации.
Но в целом уровень медийности народных избранников
низок. Большинство из них не известно широкой общественности, а значит, они не
могут выполнять и роль лидеров общественного мнения. На наш взгляд, у этого две
основные причины.
1) Большинство депутатов не имеет опыта ведения
публичной дискуссии, привыкло работать в условиях жёсткой иерархичной
структуры. В то время как работа в парламенте предполагает умение вести
публичные дискуссии, способность позиционировать себя, работа руководителями
крупных государственных или частных организаций (большинство депутатов —
выходцы не из общественного сектора, а из органов государственной власти и производственных структур) не даёт такого
навыка. Имидж «хозяйственника» вполне приемлем при работе в органах
исполнительной власти и на уровне муниципального управления, но совершенно
«не работает» на представительном и законодательном уровне.
2) Партийные фракции, созданные в Курултае, слабо
справляются с информационными функциями. Они не создают и не продвигают новых
спикеров, не доносят позицию фракции по ключевым вопросам. Имеющийся высокий
уровень медийности ряда депутатов обеспечивается их индивидуальной работой со
СМИ и в публичном пространстве, но никак не продвижением по
партийно-коммуникационным каналам. У фракций в Курултае отсутствуют странички в
социальных сетях (есть только у отдельных депутатов). При этом региональных
отделения партий такие странички имеют, но при этом, как и сайты, не дают
информации о деятельности фракции в стенах Курултая. В результате складывается
впечатление, что партия и её представители в региональном парламенте весьма
слабо связаны друг с другом.
Медийная активность — важнейший показатель работы
депутата как публичной политической фигуры. В республике же сложилась ситуация,
при которой экспертное сообщество (политологи, социологии, юристы, экономисты)
активнее присутствуют в СМИ, чем сами депутаты, что свидетельствует о недостаточной
подготовленности регионального депутатского корпуса.
6. Конфигурация элитных групп
В Госсобрании Башкирии сформировалось несколько
элитных групп. При этом значительная часть депутатского корпуса пытается
использовать региональный парламент либо как площадку для продвижения своей
политической картеры, либо как инструмент лоббирования интересов. Первое в
основном относится к выходцам из аппарата политических партий, органов
государственной власти и общественных структур, а второе — к народным избранникам,
представляющим сообщество крупных предпринимателей.
Остальные группы, на наш взгляд, формируются по двум
основаниям.
1) Партийное — объединяет членов одной политической
партии и депутатов, входящих в Объединенную депутатскую группу. При этом в составе
«Единой России» таких групп, очевидно, несколько. Эти группы
объединяют народных избранников, имеющих устойчивые позиции в аппарате
политических партий и аффилированных с ними организаций. Применительно к
правящей партии это Э. Аиткулова (высокие позиции в составе Общероссийского
народного фронта (ОНФ)), Р. Ассадулин, К. Самойленко, А. Бурангулова, В.
Пчелинцев и некоторые другие. Представители «партийных» групп отличаются наиболее высоким уровнем
публичности, к ним в большей степени, чем к остальным депутатам, можно отнести
определение «профессиональные политики».
2) Отраслевое — в таких группах сконцентрированы
депутаты, близкие по профессиональной сфере деятельности, прежде всего,
представители регионального бизнеса и директора крупных кампаний. Анализ
деятельности этих групп затруднён непубличным и неформальным характером их
функционирования. Это в большей степени лоббисты, нежели публичные политические
фигуры.
Наиболее заметна группа, возглавляемая бывшим
оппозиционером Р. Бигновым. В состав этой неформальной группы можно включить Ф.
Таепова, И. Гумерова, Э. Мустафина. Совершенно очевидно, что группа по сути
своей является лоббистской, поддерживая большинство законопроектов,
поддерживаемых Р. Бигновым. Хотя члены этой группы являются членами фракции
«Единая Россия», большинство их инициатив не связанны с партийными
проектами и не инициируются партией. Группа фактически действует исходя из
своего понимания законодательных приоритетов. «Единая Россия» на
своих официальных ресурсах деятельности депутатов, представляющих данную
группу, уделяет незначительное внимание.
Часть народных избранников трудно отнести к какой-либо
группе, они действуют самостоятельно, рассматривая Государственное Собрание как
площадку для продвижения собственного имени. Наиболее заметным среди таких
депутатов является Р. Ахмадинуров, входящий во фракцию «Единая
Россия». Между тем, его жёсткая позиция по ряду вопросов (например,
праймериз «Единой России») может привести к изменению его статуса в
структуре правящей партии в будущем.
7. Электоральные
тенденции
Согласно
проведенному в мае 2017 г. опросу (более 1500 опрошенных респондентов),
большинство населения республики (51,4%) не знает о том, что в 2018 году
состоятся выборы депутатов Курултая. Это подтверждает тезис о том, что
региональная законодательная власть не воспринимается населением как значимый
субъект политического процесса. Для сравнения: о том, что весной 2018 года состоятся
выборы президента, знают 77,3% опрошенных. Безусловно, это является следствием
того, что в сознании населения существует достаточно чёткая иерархия политических институтов, которая ещё более
укрепилась в следствии выстроенной в последние годы властной вертикали.
Знаете ли Вы, что
в 2018 году состоятся выборы в Государственное Собрание — Курултай Республики
Башкортостан?
Диаграмма 1
Тем
не менее большинство опрошенных готовы участвовать в выборах депутатов Курултая
(52%). Значительная часть сомневается в окончательном решении. Тем не менее
можно ожидать, что итоговая явка на региональных выборах может превысить 50% от
общего числа избирателей республики. Конечно, выборы в Курултай состоятся через
несколько месяцев после президентских, и интерес к ним будет скорее всего ниже.
Кроме того, может существенно измениться политическая и социально-экономическая
повестка, что сделает невозможным использование «эффекта присоединения». Для
региональной власти, выборы в Курултай представляют даже более сложную задачу,
чем президентские — как с точки зрения потенциального результата, так и с точки
зрения обеспечения явки избирателей.
Будете ли Вы
участвовать в выборах депутатов Государственного Собрания — Курултая Республики
Башкортостан?
Диаграмма 2
***
Деятельность Государственного Собрания — Курултая
Республики Башкортостан наглядно демонстрирует, что региональное политическое
пространство находится под влиянием республиканского руководства. В этой
ситуации позициям «Единой России» в среднесрочной перспективе
серьёзно ничего не угрожает. Другие политические партии, представленные в Курултае,
не представляют угрозы для региональной власти. Можно предположить, что
сегодняшняя конфигурация башкирского парламента будет сохранена и по итогам
выборов 2018 года.
Здесь следует
иметь в виду, ещё два аспекта. Во-первых, выборы
в Государственное Собрание — Курултай РБ пройдут на фоне президентских выборов,
которые, вероятно, будут сопровождаться доминированием в кампании Владимира
Путина. В связи с этим выборы в Курултай: а) пройдут в тени федеральной
избирательной кампании; б) будут проецировать те же тенденции доминирования
кандидатов, связанных с правящей партией.
Во-вторых, выборы пройдут по смешанной системе, в рамках которой 55
депутатов будут выбраны по партийным спискам, а 55 — по мажоритарным
(одномандатным) округам. В связи с этим можно ожидать, что башкирский парламент
сохранит свой многопартийный статус. Помимо, «Единой России» в
нём будут присутствовать лояльные региональной администрации и достаточно
ресурсные КПРФ и ЛДПР. Нельзя исключать присутствие в Курултае «Справедливой
России», новое руководство которой демонстрирует стремление к диалогу с
властью. При определённых
обстоятельствах через одномандатные округа могут провести своих кандидатов
«Альянс зелёных», «Патриоты России» и «Яблоко».
Общая оценка
эффективности
деятельности
депутатов
Государственного
Собрания Башкирии
V созыва
№ |
Имя депутата[4] |
Профильный комитет | Партийная фракция |
Профессиональный статус Анализ депутатской деятельности |
Медийная активность |
1 |
Рустам Аблаев |
Член Комитета по государственному строительству, |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Средняя |
2 |
Ирфан Аблязов |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию |
«Единая Россия» |
Советник |
Отсутствует |
3 |
Вячеслав Аброщенко |
Член Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Средняя |
4 |
Румиль Азнабаев |
Председатель Комитета по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества |
«Единая Россия» |
Работает |
Средняя |
5 |
Эльвира Аиткулова |
Председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике |
«Единая Россия» |
Работает |
Высокая |
6 |
Гафур Алибаев |
Член Комитета по жилищной политике и |
«Единая Россия» |
Директор ООО Научно-производственное |
Низкая |
7 |
Фазит Арсланов |
Член Комитета по промышленности, инновационному |
«КПРФ» |
Заместитель генерального директора по общим Входит |
Отсутствует |
8 |
Раиль Асадуллин |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и |
«Единая Россия» |
Ректор Башкирского государственного |
Высокая |
9 |
Рустем Ахмадинуров |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и |
«Единая Россия» |
Директор Уфимского филиала РГСУ, Реализует проект «Школа российской политики |
Высокая |
10 |
Альберт Ахметшин |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и |
«Единая |
Генеральный |
Низкая |
11 |
Рустэм Ахметшин |
Член Комитета по Член Комиссии по |
«Единая Россия» |
Работает главным |
Средняя |
12 |
Наиль Багаутдинов |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, |
«Единая Россия» |
Советник председателя совета директоров ОАО «Красный пролетарий». Избирался |
Низкая |
13 |
Фиял Байтеряков |
Член Комитета по здравоохранению, социальной |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Отсутствует |
14 |
Ахат Бакиров |
Член Комитета по здравоохранению, социальной |
«Единая Россия» |
Директор Выступил |
Средняя |
15 |
Владислав Беглов |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и |
«КПРФ» |
Главный врач ГАУЗ РБ |
Отсутствует |
16 |
Рамиль Бигнов |
Член Комитета по промышленности, инновационному |
«Единая Россия» |
Владелец нескольких коммерческих компаний, |
Средняя |
17 |
Альбина Бурангулова |
Заместитель председателя Комитета по здравоохранению, социальной Член Счетной |
«Единая |
Работает на штатной основе депутатом |
Средняя |
18 |
Михаил Васильев |
«Единая Россия» |
Генеральный директором ООО «Гарант». Избирался депутатом Госсобрания 1-го, 2-го и 3-го |
Низкая |
|
19 |
Артем Волков |
Член Комитета по промышленности, инновационному |
«ЛДПР» |
Генеральный директор ООО «Башнефть-Инвест». |
Низкая |
20 |
Рим Габдуллин |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и |
«Единая Россия» |
Коммерческий директор ИК «Римрус-Капитал». Избирался депутатом, председателем Сибайского |
Отсутствует |
21 |
Илдар Габитов |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и |
«Единая Россия» |
Ректор Башкирского |
Низкая |
22 |
Хайдар Гайсин |
Член Комитета по |
«Единая Россия» |
Директор ООО «Акрополь». Вошел в |
Отсутствует |
23 |
Айдар Галимов |
Член Комитет по здравоохранению, социальной |
«Единая Россия» |
Директор автономной некоммерческой |
Средняя |
24 |
Ильгам Галин |
Член Комитета по государственному строительству, |
«КПРФ» |
Генеральный |
Низкая |
25 |
Флюр Галлямов |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, |
«Единая |
Является председателем правления ОАО АКБ «Башкомснаббанк». Избирался депутатом Госсобрания 4-го созыва. Ресурсный депутат, |
Низкая |
26 |
Рифат Гарданов |
Член Счетной комиссии |
«КПРФ» |
Руководительфракции «КПРФ». СМИ приписывают |
Средняя |
27 |
Ильдар Гарифуллин |
Член Комитета по |
«Единая Россия» |
Работает председателем Совета директоров Председатель |
Низкая |
28 |
Юлия Герасимова |
Член Комитета по государственному строительству, |
«Единая Россия» |
Генеральный директор ООО «Стерлитамакский |
Средняя |
29 |
Член Комитета по государственному строительству, |
«Единая Россия» |
Генеральный директором ОАО «Учалинский ГОК». Входит в десятку самых богатых башкирских |
Средняя |
|
30 |
Наиль Гиззатуллин |
Член Комитета по жилищной политике и Член Счетной |
«Единая Россия» |
Депутат Госсобрания на штатной основе. Руководит некоммерческим партнерством |
Средняя |
31 |
Ильяс Гильмутдинов |
«Единая Россия» |
Директор по безопасности и |
Средняя |
|
32 |
Венер Гимазетдинов |
Член Комитета по Член Комиссии по |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Низкая |
33 |
Сергей Греков |
Член Комитета по |
«Единая Россия» |
Советник генерального директора по |
Отсутствует |
34 |
Ильдус Гумеров |
Член Комитета по |
«Единая Россия» |
Директор |
Отсутствует |
35 |
Расул Гусманов |
Председатель |
«Единая Россия» |
Работает |
Средняя |
36 |
Александр Дегтев |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, |
«Единая Россия» |
Директор |
Отсутствует |
37 |
Вадим Зайнуллин |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и |
«Единая Россия» |
Директор |
Отсутствует |
38 |
Виктория Замесина |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и Член Мандатной комиссии |
«Единая Россия» |
Директор ГБУ учреждения культуры и |
Средняя |
39 |
Ирек Зарипов |
Председатель |
«Единая Россия» |
Работает на штатной основе депутатом |
Высокая |
40 |
Суфия Зидиханова |
Член Комитета по |
«Единая Россия» |
Директор |
Отсутствует |
41 |
Рустам Игбаев |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, |
«Единая Россия» |
Главный врач ГБУЗ РБ поликлиника № 52 |
Средняя |
42 |
Юмабика Ильясова |
Заместитель Председателя Государственного |
«Единая Россия» |
Работает |
Средняя |
43 |
Ильдар Исангулов |
Член Комитета по здравоохранению, социальной Член Счетной комиссии |
Объединенная депутатская группа |
Ведущий телепрограммы «Дознание» |
Отсутствует |
44 |
Зухра Исмагилова |
Член Комитета по промышленности, инновационному |
«Единая Россия» |
Председатель |
Низкая |
45 |
Гульбану Исхакова |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и |
«Единая Россия» |
Директор |
Низкая |
46 |
Амир Ишемгулов |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию |
«Единая |
Генеральный |
Низкая |
47 |
Халяф Ишмуратов |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике |
«Единая |
Председатель |
Низкая |
48 |
Ахмет Ишмухаметов |
Член Комитета по государственному строительству, |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Отсутствует |
49 |
Галина Ишмухаметова |
Член Комитета по местному самоуправлению, развитию Член Комиссии по депутатской этике |
«Единая Россия». |
Главный |
Средняя |
50 |
Константин Канунников |
Член Комитета по государственному строительству, |
«Единая Россия» |
Ранее |
Средняя |
51 |
Николай Князев |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, |
«Единая |
Генеральный директор ОАО «Башспирт». |
Отсутствует |
52 |
Сергей Колесников |
Член Комитета по жилищной политике и Член Комиссии по соблюдению регламента |
«КПРФ» |
Генеральный директор ООО «Динамика» г. |
Отсутствует |
53 |
Владислав Кузнецов |
Член Комитета по местному самоуправлению, развитию |
«Единая |
Директор |
Отсутствует |
54 |
Илья Кулаков |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Отсутствует |
55 |
Энгельс Кульмухаметов |
Член Комитета по государственному строительству, |
«Единая Россия» |
Директор Избирался депутатом Государственной Думы В политической жизни республики активное |
Отсутствует |
56 |
Николай Курапов |
Член Комитета по жилищной политике и |
«Единая Россия» |
Первый заместителем генерального |
Отсутствует |
57 |
Кинья Кускильдин |
Член Комитета по местному самоуправлению, развитию Член Комиссии по депутатской этике |
«Единая |
Генеральный |
Отсутствует |
58 |
Сергей Лобастов |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и |
«Единая Россия» |
Заместитель |
Низкая |
59 |
Лейсян Лукманова Лейсян |
Член Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным Член Комиссии по соблюдению регламента |
«Единая Россия» |
Директор |
Отсутствует |
60 |
Азамат Лутфуллин |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и Член Комиссии по контролю за ходом голосования с |
«Единая Россия» |
Управляющий |
Отсутствует |
61 |
Валерий Мансуров |
Член Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию |
«Единая Россия» |
Генеральный директор ООО «Строительный |
Отсутствует |
62 |
Рустем Мусабиров |
Член Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Член Комиссии по соблюдению регламента |
«Единая |
Предприниматель. |
Средняя |
63 |
Альберт Мусифуллин |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и |
«Единая Россия». |
Директор МУП «ИСК г. |
Отсутствует |
64 |
Эдуард Мустафин |
Член Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным Член Счетной комиссии |
«ЛДПР» |
Адвокат Башкирской |
Отсутствует |
65 |
Вячеслав Мухаметшин |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Член Комиссии по контролю за ходом голосования с использованием электронной |
«Единая |
Директор |
Отсутствует |
66 |
Сергей Мячин |
Член Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Отсутствует |
67 |
Ринат Нагаев |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и |
«Единая |
Главный |
Средняя |
68 |
Ирек Нигматуллин |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и |
«Единая Россия» |
Избирался |
Низкая |
69 |
Николай Никитин |
Председатель Комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов |
«КПРФ» |
Работает |
Низкая |
70 |
Дмитрий Новиков |
Член Комитета по жилищной политике и |
«Единая Россия» |
Работает |
Низкая |
71 |
Валентин Павлов |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, |
«Единая Россия» |
Ректор ГБОУ ВПО «Башкирский |
Высокая |
72 |
Сергей Павлов |
Заместитель председателя Комитета по промышленности, |
«Единая |
Работает на штатной основе депутатом |
Низкая |
73 |
Юрий Пустовгаров |
Член Комитета по промышленности, инновационному |
«Единая Россия» |
Управляющий директор АО «Кумертауское |
Низкая |
74 |
Виктор Пчелинцев |
Председатель Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным |
«Единая Россия» |
Работает на штатной Руководит |
Высокая |
75 |
Александр Работяев |
Член Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным |
«Единая Россия» |
Генеральный директор ООО Является |
Отсутствует |
76 |
Ринат Райманов |
Член Комитета по здравоохранению, социальной Член Комиссии по контролю за достоверностью сведений |
«Единая Россия» |
Директор |
Отсутствует |
77 |
Рамазан Рамазанов |
«Единая |
Работает директором по развитию |
Отсутствует |
|
78 |
Амир Рамов |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и Член Комиссии по контролю за ходом голосования с |
«КПРФ» |
Работает директором ООО |
Отсутствует |
79 |
Елена Родина |
Председатель Комитета по жилищной политике и |
«Единая Россия» |
Работает |
Высокая |
80 |
Оксана Савченко |
Член Комитета по здравоохранению, социальной |
«Единая Россия» |
Работает Активного |
Средняя |
81 |
Эдуард Саитбаталов |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и Член Комиссии по соблюдению регламента |
«Единая Россия» |
Директор ООО |
Низкая |
82 |
Франис Сайфуллин |
Заместитель Председателя Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан |
«Единая Россия» |
Избирался депутатом Активного участия в |
Низкая |
83 |
Николай Самойленко |
Член Комитета по государственному строительству, |
«Единая |
Президент |
Низкая |
84 |
Александр Семак |
Заместитель председателя Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике |
«Единая Россия» |
Помощник |
Средняя |
85 |
Игорь Семёнов |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Отсутствует |
86 |
Евгений Семивеличенко |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному |
«Единая Россия» |
Управляющий Избирался |
Средняя |
87 |
Вадим Соколов |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и |
«Единая Россия» |
Председатель правления СПК «Базы» |
Низкий |
88 |
Вадим Старов |
Заместитель председателя Государственного |
«КПРФ» |
Работает |
Средняя |
89 |
Фаниль Таепов |
«Единая Россия» |
Избирался |
Низкая |
|
90 |
Нур Тажитдинов |
Член Комитета по промышленности, инновационному развитию и Член Мандатной |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Отсутствует |
91 |
Константин Толкачев |
Председатель Государственного Собрания-Курултая РБ |
«Единая Россия» |
Председатель |
Высокая |
92 |
Герман Трунов |
Член Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию |
«ЛДПР» |
Генеральный |
Отсутствует |
93 |
Римма Утяшева |
Заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию |
«Единая Россия» |
Председатель |
Средняя |
94 |
Раиль Фахретдинов |
Член Комитета по промышленности, инновационному развитию и |
«Единая Россия» |
Генеральный директор ООО «Завод |
Отсутствует |
95 |
Рашит Хайруллин |
Председатель Комитета по промышленности, инновационному развитию и |
«Единая Россия» |
Работает |
Средняя |
96 |
Загир Хакимов |
Член Комитета по образованию, культуре, спорту и |
Объединенная депутатская группа |
Руководитель аппарата Обладает средним уровнем |
Средняя |
97 |
Рамиль Хакимов |
Заместитель председателя Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным |
«Единая Россия» |
Работает |
Низкая |
98 |
Тимур Хакимов |
Член Комитета по промышленности, инновационному развитию и |
«Единая |
Генеральный Входит |
Средняя |
99 |
Рустем Халиков |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию |
«Единая Россия» |
Работает . |
Отсутствует |
100 |
Фоат Хантимеров |
Член Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и |
«Единая |
Управляющий отделением Пенсионного фонда |
Средняя |
101 |
Радмир Хасанов |
Член Комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов |
«Единая Россия» |
Главный Избирался депутатом Государственного |
Отсутствует |
102 |
Рузалия Хисматуллина |
Председатель Комитета по бюджетной, налоговой, |
«Единая |
Экс-министр В числе участников |
Средняя |
103 |
Руфина Шагапова |
Заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию, Член Счетной комиссии |
Объединенная депутатская группа |
Работает |
Высокая |
104 |
Харис Шагиев |
«КПРФ» |
Работает |
Низкая |
|
105 |
Шамиль Шарипов |
Член Комитета по промышленности, инновационному развитию и |
«Единая Россия» |
Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Уфа». |
Средняя |
106 |
Александр Шкляр |
Член Комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов |
«Единая Россия» |
Первый |
Низкая |
107 |
Юрий Щевелев |
Член Комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов |
«Единая |
Исполнительный директор Белорецкого |
Отсутствует |
108 |
Альберт Юлмухаметов |
Член Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию |
«Единая |
Генеральный |
Отсутствует |
109 |
Булат Юмадилов |
Член Комитета по аграрным вопросам, экологии и |
«Единая |
Председатель |
Средняя |
110 |
Вячеслав Якин |
Член Комитета по жилищной политике и |
«Единая Россия» |
Генеральный |
Отсутствует |
[1] Азнагулов В.Г., Лаврентьев
С.Н., Савичев В.Л. Парламентаризм в Башкортостане: традиции и тенденции
развития. — Уфа: Гилем, 2005. – С. 42.
[2] Азнагулов В. Г., Хамитова З. Г.
Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Книга 1. — Уфа:
Башкортостан, 2005. — Т. 2. — С. 261. — 304 с.
[3] Галлямов Р. Р. Политические элиты
российских республик: особенности трансформации в постсоветский период /
Университетская политология России: Сборник статей. — Москва, 1999. —
С. 170.
[4] Депутаты ранжированы в
алфавитном порядке по фамилиям.