В надежде на преференции? Почему Татарстан затягивает с переименованием должности президента
До 1 января 2023 года все субъекты РФ должны привести уставы и Конституции в соответствие с законом о публичной власти. Кроме прочего, согласно документу, все высшие должностные лица в регионах должны называться главами субъектов РФ, слово «президент» в наименовании не допускается. Но единственная в России республика, где руководитель до сих пор именуется президентом, не спешит вносить изменения в Конституцию. Татарстан с 2010 года успешно отстаивает позиции, несмотря на меняющееся законодательство. Есть ли у республики шансы сохранить пост президента и на этот раз?
Поправки оставлены напоследок
Госсовет Татарстана до конца 2022 года должен принять поправки к Конституции республики, согласно которым руководитель субъекта больше не будет именоваться «президентом». Последнее заседание состоится 23 декабря, но вопрос о переименовании должности так и не включен в повестку, передает «Коммерсантъ».
Пока в повестке на эту пятницу четыре законопроекта, причем больше технического характера. Секретарь парламента Лилия Маврина во время заседания президиума Госсовета 16 декабря рассказала, что повестку дополнят и другими вопросами, работа над которыми сейчас ведется профильными комитетами. Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин напомнил, что вопросы могут быть внесены и «с голоса» уже на самом заседании. Но никто из них не упомянул, будет ли среди этих вопросов проект поправок к Конституции.
Внести изменения в Конституцию республика, как и остальные российские регионы, должна в связи с принятым в 2021 году законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».
Сейчас Татарстан – единственная в России республика, где руководитель – президент, а не глава субъекта РФ. С 2010 года этот пост занимает Рустам Минниханов. В том же году на тот момент президент России Дмитрий Медведев подписал закон, который устанавливал запрет на наименование главы субъекта Федерации президентом. При этом в законе было прописано, что регионы могут сами выбирать наименование ВДЛ в соответствии с историческими традициями, чем и воспользовался Татарстан.
Кроме того, в 1994 году между Россией и Татарстаном был заключен договор (носивший по большей части символический характер) о разграничении полномочий. В 2017-м срок договора истек – и продлевать его не стали. Но Кремль согласился сохранить наименование должности «президент» до 2020 года, когда истекал срок полномочий главы республики Рустама Минниханова. В 2020-м Минниханов переизбрался на новый срок, но должность так и не изменили.
До того как Госдума приняла новый закон о публичной власти в 2021 году в первом чтении, Госсовет Татарстана направил в центр отрицательный отзыв. Спикер парламента Фарид Мухаметшин сказал тогда, что инициативу не поддержали, потому что «закон в корне влезает в полномочия субъектов РФ, нарушая действующие нормы российской Конституции».
После того как закон все же приняли, Рустам Минниханов сообщал, что власти республики его исполнят. «Мы законопослушные люди. Так получилось, что наш голос не услышали в некоторых вопросах», – заявлял он.
По сведениям «Ъ», вопрос изменения наименования должности обсуждается до сих пор. Собеседник издания в Госсовете сообщил, что депутаты «не могут выйти из правового поля, но в то же время интересы Татарстана тоже не должны умалять».
Негласные переговоры
Старший преподаватель кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД РФ Алексей Зудин подмечает, что название первого лица – очень ценный символ для элит Татарстана. Похоже, что в республике решили затянуть переименование ВДЛ.
«Можно предположить, что сейчас активизируются негласные переговоры по этому вопросу между представителями федерального центра и властями Татарстана. Итогом переговоров вполне может стать отсрочка, но обе стороны понимают, что она не может быть бесконечной», – подчеркивает эксперт.
При этом, по мнению Зудина, и символически, и политически важно то, будет ли этот вопрос закрыт до 2024 года, когда в России должны пройти выборы президента.
Президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов призывает учитывать: Татарстан – национальная республика, которая самостоятельно зарабатывает немалое количество средств в свой бюджет. Региональные власти часто демонстрируют, что они могут быть независимы от первых лиц государства. То есть у республики есть специфический статус, за частичный отказ от которого она будет просить себе иные преференции, в том числе экономические. Эксперт не сомневается, что какие-то бонусы регион в результате торга с центром однозначно получит.
Если власти откажутся повиноваться, по словам Смирнова, со стороны центра не будет применено силовое давление, чтобы добиться нужного результата.
«В Татарстане присутствуют национальный и религиозный факторы. С этой точки зрения к таким регионам аккуратное отношение, чтобы не повторить вещи, которые имели место в истории (например, в Чечне). Поэтому будет применяться разумное, адекватное экономическое стимулирование. Сейчас не то время, чтобы центр предпринимал такие шаги, которые могут настроить даже не избирателей, а представителей элит на какое-то противодействие», – заключает Смирнов.