Зарплатные эксперименты: учителям в регионах будут платить по-новому

/

В России введут новую систему оплаты труда учителей. Реформа затронет пять регионов страны. Зарплата педагогов там будет зависеть от квалификационного уровня и различных выплат, размер которых установит правительство. На фоне этих новостей разгорелся скандал в Пермском крае, где министр образования Раиса Кассина предложила учителям-мужчинам платить больше. Почему чиновнице пришлось оправдываться и зачем менять систему оплаты в школе — расскажем в сюжете.

Начало эксперимента 

Пять российских регионов примут участие в тестировании новой системы оплаты труда педагогов. Труд учителей в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия оценят, исходя из квалификационного уровня, а также компенсационных и стимулирующих выплат, размер которых определят федеральные власти. При этом зарплаты учителей не должны стать ниже, чем сейчас.

«Подход будет опираться на укрепление размера обязательной базовой части таким образом, чтобы стабильный рост основного дохода был гарантирован каждому, а не зависел во многом от решений начальства на местах. Особое внимание будет уделено недопустимости определения ставки (оклада), не превышающей МРОТ», — цитирует заявление Министерства просвещения «Коммерсантъ».

Пилотный проект рассчитан на год и должен заработать с мая 2022-го. Он затронет дошкольные, общие и профессиональные образовательные учреждения, в том числе и допобразование. Исключением станут педагоги из числа профессорско-преподавательского состава.

Ранее некоторые регионы России уже анонсировали доплаты педагогам. В Санкт-Петербурге,  Тверской и Ивановской областях школьным учителям пообещали выплатить 10 тысяч рублей. Еще ранее, в августе, президент России Владимир Путин заявил, что нужно совершенствовать систему оплаты труда учителей.

«Я сейчас не буду вдаваться в детали, чтобы некоторых наших коллег из правительства не пугать, но здесь есть определенные планы», — приводит слова главы государства РБК.

На фоне обсуждения новой системы оплаты труда разгорелся скандал в Пермском крае. Региональный министр образования Раиса Кассина дала большое интервью местному изданию, где заявила, что работа в школе становится престижной и стабильной, а педагоги-мужчины должны получать зарплату больше, чем женщины.

«Я всегда говорю, что я бы парням платила больше. Они воспитывают детей уже просто тем, что ходят по коридору», — приводит слова Раисы Кассиной ProPerm.ru.

Несмотря на то что интервью было большим, именно эти слова запомнились местным СМИ, а затем вызвали волну негодования в соцсетях. Некоторые пользователи даже стали требовать уволить министра, поскольку дискриминация по полу в стране запрещена.

В результате пермскому министру пришлось оправдываться: она назвала свое предложение «шуткой».

«Это, конечно, не заявление. Я просто за то, чтобы мужчин в школе было больше. Ведь они действительно детей воспитывают по-другому. В наше время, когда не во всех семьях есть отцы, очень важно наличие мужчин-преподавателей в школах. Конечно, я проговорила фразу о том, что им нужно платить больше, полушутя, но доля правды в этой фразе есть», — цитирует Кассину сайт URA.RU. 

 Перемены назрели 

Эксперты РК сошлись во мнении, что менять систему оплаты труда педагогам давно пора, но при этом никаких гендерных надбавок быть не должно.

«Согласно Конституции, никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола. Поэтому все призывы устанавливать разный уровень оплаты труда для мужчин и женщин являются неконституционными и не могут быть законодательно закреплены. Задача государства — обеспечить достойную зарплату всем учителям», — считает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любовь Духанина.

Эксперт отмечает, что преимущество системы квалификационных уровней — в ее прозрачности: «Уровень присваивается не на основании учебных результатов детей, что всегда ставит учителя в зависимость от исходного уровня  подготовки и способностей его учеников, а по итогам профессионального экзамена».

Ситуации в регионах разные, но при этом уровень образования не должен страдать. Поэтому в стране разрабатываются системы, которые позволяют ориентировать работу учителя на максимально эффективные результаты. А показателем эффективности служит социальная защищенность тех, кто «сеет доброе, разумное, вечное», уверен председатель Всероссийского педагогического собрания в Санкт-Петербурге Константин Тхостов:

«Перемены назрели давно. Если мы меняем федеральный образовательный стандарт, отработавший 11 лет, учитель тоже не может остаться в стороне от подобных изменений. Между тем изменения в оплате труда по гендерному принципу мне кажутся абсолютно неправильной историей. Я не думаю, что такими мерами удастся привлечь мужчин в школу, если ставится именно такая цель»

По мнению эксперта, сформировать будущих учителей поможет целевое направление, когда лучшие выпускники школы, получив высшее образование, направляются в ту же школу, что их воспитала, но уже в новом статусе. При этом девушки и юноши должны работать и получать одинаковую зарплату.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: