1. Адекватность. Сергей Собянин — кажется, первый со времен генерал-губернаторов конца XIX века глава города, который руководствуется одной ясной и основанной при этом на реальных интересах москвичей идеей ("комфортный город"); он не транслирует при этом сверхидей ("образцовый коммунистический город", шефство над Крымом, развитие подводного флота, пчеловодство, далее везде), которые затратны, а потому опасны. Последовательные сторонники Большого стиля могут быть оскорблены в лучших чувствах, но по мне адекватность куда как лучше шапкозакидательства. 

2. Легитимность. Собянин по праву занял этот пост три года назад: у него был колоссальный административный и политический опыт, как федеральный, так и региональный, как выборный, так и административный; можно вспомнить дискуссии той поры, да и мой доклад "После Лужкова" — вряд ли кто-либо подходил для этой должности более, чем он. Собянин вполне легитимен и после выборов 8 сентября: результат в 51 с небольшим процент избирателей, полученный законно и честно, без административного давления и манипуляций, — куда ценнее "триумфальных" выборов в Московскую городскую думу образца 2009 года, подорвавших доверие к избирательной системе и открывших дорогу кризису осени 2011-го.

  

3. Коммуникации. Никто не создавал в Москве столь масштабной системы обратной связи с жителями, как Собянин. Программа "Лицом к городу" и контролируемые мэрией непубличные социологические опросы — вот, пожалуй, и все, чем располагал Юрий Лужков. Сегодня городские порталы (…mos.ru) позволяют не только получить довольно детальное представление о проблемах горожан, но и в довольно оперативном режиме решать их. Реальные сроки рассмотрения заявок, которые при этом соблюдаются, нормально работающие центры выдачи разного рода документов — кажется, что все это было всегда. Между тем еще пару лет назад ситуация была принципиально иной. 

4. Команда. Команда Собянина казалась разнородной и слабо консолидированной; возможно, поначалу она и была такой. Однако примерно полтора года назад произошла стабилизация, сохранившаяся и после выборов 8 сентября. Сегодня мэрия — это слаженная и довольно эффективно работающая структура с нормальным распределением полномочий и ответственности. Конечно, на нее воздействуют различные центры влияния, но уже нельзя сказать, например, что основа команды Собянина — "тюменская" или что Капков — "человек Абрамовича". Эффективность — заданный главный критерий работы чиновников — выдерживается довольно последовательно.

5. Решения. Значительная часть решений Собянина оказались консервативными (например, решение о прекращении застройки в историческом центре города), но этот консерватизм опирался на запрос горожан. Запрос на комфорт со стороны мобильных групп среднего класса удовлетворялся иначе (пресловутые велодорожки, например).

6. Город. Конечно, центр города, традиционные районы и парковые зоны стали лучше: ухоженнее, удобнее, чище. О вкусах создателей многих объектов можно спорить (а иногда бесспорно, что вкус мог бы быть и получше), но Парк культуры (и вообще парки — Серебряный бор, Сокольники, Филевский), Крымская набережная, Кузнецкий мост, Никольская, бульвары и много что еще говорят сами за себя.

7. Вызов Бирюлево. Этот вызов лишь отчасти связан с мигрантами, а по существу — почти вечная проблема: как превратить "гнилые местечки" в районы, удобные для проживания. Дорога предстоит долгая и сложная: развивать на окраинах офисные центры и нормальную (не криминальную) торговлю; стремиться к тому, чтобы "подняться" для жителя условного Западного Бирюлева означало развивать мелкий бизнес здесь же, а не уезжать в другой район; усиливать контроль над незаконной миграцией; жестко подавлять преступность, прежде всего этническую. Но простых решений, как известно, нет.

8. Вызов связности. Пробки — самая значимая проблема Москвы. Кое-что уже удалось сделать: один туннель под Каширским шоссе, например, изменил ситуацию качественно. Но таких туннелей и аналогичных решений должно быть много. В сочетании с политикой софинансирования парковок и развитием пригородного сообщения они могут привести к вполне благоприятным результатам.

9. Выборы в Московскую городскую думу. У Собянина есть некоторое время (он ясно заявил о том, что переноситься выборы не будут) и известное пространство для маневра: никаких обязательств перед нынешним составом городского парламента у него нет. Тем не менее стратегия кампании должна быть разработана и принята уже к началу зимы. Уже ясно, что это будет "битва одномандатников".

10. Будущее. Будущее у Собянина есть, и связано оно с последовательностью и решимостью в проведении заявленного курса ("комфортный город"). На мой взгляд, нужно последовательно опираться при этом на поддержку групп горожан, заинтересованных в позитивных изменениях. Тогда эти изменения станут необратимыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: