Сбой программы «Оздоровление Волги»: какие регионы получили негативную оценку в Госдуме
Комитет по экологии Госдумы признал неудовлетворительной в четырех регионах работу очистных сооружений, построенных по проекту «Оздоровление Волги» нацпроекта «Экология». Заместитель председателя комитета Жанна Рябцева посетила ряд городов, где объекты уже должны работать. Выяснилось, что из 52 очистных сооружений, на которые из федерального бюджета выделили 30,5 млрд рублей, целевые показатели по очистке сточных вод выполняют только три объекта. Особенно жесткой критике подверглась ситуация с очистными в Нижегородской области. В чем видят сбой эксперты РК, расскажем в сюжете.
«Гнев и разочарование»
Депутаты Госдумы признали неудовлетворительной работу очистных сооружений в Самарской, Ульяновской и Нижегородской областях. Объекты были возведены в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» нацпроекта «Экология».
«По информации Минстроя России, построено 106 объектов водоотведения. Вместе с тем показатель проекта по сокращению загрязненных сточных вод в три раза до конца 2024 года, когда этот проект реализуется, достигнут не будет», – констатировал председатель комитета по экологии Дмитрий Кобылкин.
Ранее заместитель председателя комитета Жанна Рябцева посетила ряд городов, где объекты уже должны работать и выполнять целевые показатели. Всего было проверено 52 очистных сооружения, на которые из федерального бюджета выделили 30,5 млрд рублей. Из них лишь три выходят на целевые показатели: один объект в Самарской области (городской округ Отрадный) и два – в Нижегородской (город Ворсма и рабочий поселок Досчатое).
«Заниматься очковтирательством и рисованием красивых отчетов, за которыми скрываются ядовитые стоки в Волгу и нестерпимая вонь в населенных пунктах, а значит, и здоровье людей, не позволим. Не говоря уже о состоянии самой Волги», – написала Жанна Рябцева в своем Telegram-канале, отметив, что проверка регионов продолжится.
Ранее парламентарий жестко раскритиковала реализацию нацпроекта в Нижегородской области, где из 27 построенных очистных сооружений работают только два. По словам депутата, на реконструкцию станции аэрации в Нижнем Новгороде с проектной стоимостью 12 млрд рублей власти региона запросили у Минстроя РФ 14 млрд рублей, при этом заложив в проект «кривые узлы», которые плохо проявили себя в Московской области.
«У меня гнев и разочарование. У нас произошел системный сбой нацпроекта. Жалко тех людей, которые в маленьких населенных пунктах остались наедине с такими очистными сооружениями. В Лысково 250 млн рублей потратили на сооружения, но они не чистят. Четыре года объект стоит, а люди болеют раком и астмой. Органы региональной власти стоят и в спину мне ухмыляются. Нижегородская область, вопрос: вы где очистные построили?!» – гневно обратилась Рябцева к губернатору Глебу Никитину и заместителю председателя областного правительства Вячеславу Гореву.
Среди главных проблем, которые депутаты выявили в регионах, где провели проверки, остаются несоблюдение экологической очистки, отставание от сроков строительства очистных сооружений, неэффективное использование дорогостоящего оборудования, нехватка специалистов и нецелевое использование бюджетных средств.
Проблемы и пути решения
Политический аналитик Сергей Кочеров рассказывает, что в Нижегородской области исторически сложилось так, что власти и экоактивисты не понимают друг друга.
«Если говорить о губернаторах, которые возглавляли регион прежде, то к экологам они относились с неким предубеждением, считая, что экологические организации, получая гранты (в том числе зарубежные), преследуют свои экономические интересы, поэтому любят обострять проблемы. Кроме того, экологи часто выставляют властям требования, связанные с большим расходом финансов, что мешает производству в регионе. То есть экологов власть не любит, поскольку с точки зрения самой власти они создают ей проблемы. Я думаю, что такая позиция сохранилась в регионе и до настоящего времени», – говорит Кочеров.
По мнению эксперта, заниматься проблемами экологии нужно планомерно, постоянно и профессионально. В идеале этим должен заниматься триумвират – власти разных уровней, промышленники и общественники.
«Кадровые решения здесь вряд ли могут помочь. Попытка решить проблемы посредством замены одного человека на другого без изменения подхода ничего не решит. А подход должен начаться с регулярного общения, но не когда губернатор официально говорит, а общественность слушает: речь идет о создании группы, которая должна выработать реальные предложения по исправлению ситуации», – считает политический аналитик.
Об изменении подхода говорит и председатель центрального совета Российской зеленой лиги, кандидат биологических наук Сергей Симак. Сейчас, по его мнению, главная задача для чиновников на местах – «освоить деньги», выделенные по нацпроекту, а мнение экспертов и ученых зачастую игнорируется.
«Любая нормальная программа, создатели которой хотят получить результат, должна строиться по следующей логике. Привлечение компетентных специалистов и организаций, в данном случае экологов, специалистов ЖКХ и экономистов. Полноценный анализ ситуации, инвентаризация проблем, оценка потребностей, их ранжирование, расстановка приоритетов (что даст максимальный эффект при минимальных затратах и что нужно делать в первую очередь)», – уверен эколог.
Программа, говорит Симак, должна всесторонне обсуждаться с экспертами на стадии формирования, а далее контролироваться учеными и общественностью.